В этом году убытки железнодорожников от пригородных сообщений могут вырасти до 33 миллиардов рублей. По принятым нормам, РЖД должно получить компенсации из региональных бюджетов. В прошлом году их размер не превысил 10 процентов.
Уже в следующем году все убытки полностью лягут на плечи регионов. У железнодорожников уже не будет права перекрестного субсидирования пригородного сообщения за счет грузового. Однако россияне, как показал недавний опрос ВЦИОМ, до сих пор считают, что пригородное сообщение полностью лежит на железнодорожниках. То есть они не разделяют роль перевозчика и обязанности региональных властей по формированию транспортного заказа. К такому выводу пришли эксперты, изучив результаты социологического опроса "Можно ли заменить электричку? Пассажиры - о перспективах отмены пригородного сообщения". Цель исследования - выяснить, как новые правила финансирования пригородных перевозок могут отразиться на ситуации в отрасли.
Когда регионы полностью ответственны за пригородные перевозки, считает абсолютное большинство опрошенных, цены на билеты серьезно увеличатся. Но это, похоже, не поможет поправить финансовое положение в этом секторе. Сейчас, только по официальной статистике, число "зайцев" составляет 50 процентов. Поэтому выручка от перевозки не дотягивает даже до сумм на покрытие расходов на энергоресурсы и зарплату железнодорожникам. Резкий рост тарифов на пригородный транспорт приведет к существенному росту "зайцев". Например, как показал опрос, перестанут покупать билеты 13 процентов жителей Подмосковья. В Ленобласти таковых окажется 23 процента, в Свердловской - 24 процента, в Новосибирской - 18 процентов. До 56 процентов опрошенных считают, что люди станут реже пользоваться пригородными электричками. О митингах и протестах в этом случае говорят 14 процентов жителей Подмосковья, 23 процента - Ленобласти, 28 процентов - Свердловской области.
Такие итоги опроса в принципе были ожидаемы. В нашей стране электричка - значимый социальный транспорт. Порой единственный способ вовремя успеть на работу или в школу - сесть на электричку, которая пришла по расписанию. Это подтверждают и сами респонденты. В Московской области, например, пригородными электричками каждый день пользуются 15 процентов опрошенных, а 12 процентов - каждый рабочий день. Принцип скорости важен для измученных автомобильными пробками москвичей: 61 процент опрошенных сказали, что на "электричке быстрее". В Новосибирской области 39 процентов опрошенных жителей указали, что иначе до места назначения не добраться.
Кстати, во всех странах, в том числе в Европе, пригород финансируется из бюджета и не является коммерческим. Идет активное развитие пригородных компаний, а от идеи получить прибыль от электричек там уже отказались, констатировали эксперты. Россия пошла своим путем. И теперь все будет зависеть от того, как регионы организуют пригородное железнодорожное сообщение. Самые активные уже начали формировать пригородные компании. Пока их не больше десятка. Региональные правительства входят в состав учредителей и вместе с перевозчиком просчитывают возможные убытки, прикидывают, какие средства потребуются от регионального бюджета. Тем, кто этим еще не занялся, считают эксперты, очень полезно познакомиться с опросом ВЦИОМа, чтобы понять, какие проблемы могут возникнуть в регионе, если электрички "пустить на самотек". Со своей стороны, РЖД готово не только сдавать составы в аренду, но и полностью их передать в собственность эффективным региональным компаниям. В ближайшее время также должны выйти единые правила расчета стоимости проезда в электричке. Сейчас они находятся на регистрации в минюсте. Они помогут регионам более четко рассчитать тарифы на пригородные пассажирские перевозки по железной дороге.