Уже в следующем году в Пермском крае могут появиться участки автомагистралей, построенные на деньги частных инвесторов.
Об этом сообщила "РГ" руководитель дорожного агентства Пермского края Елена Громова. В частности, она отметила, что в крае может быть использована схема государственно-частного партнерства, позволяющая сохранить финансирование строительства новых дорог на уровне текущего года. Эксперты сходятся во мнении, что новая схема действительно может оказать положительное влияние на развитие дорожной отрасли Прикамья, но ее внедрение невозможно без серьезной корректировки регионального законодательства.
В первую очередь привлечь средства частных инвесторов планируется на реконструкцию Восточного обхода Перми с нулевого по 23-й километр. Сегодня это двухполосная дорога регионального значения третьей категории. Проект предусматривает строительство второй очереди с доведением ее до параметров категории 1Б (четыре полосы движения). В рамках проекта планируется устройство пяти транспортных развязок, соединяющих новую трассу с улично-дорожной сетью города Перми.
Сегодня проект уже получил положительное заключение государственной экспертизы, урегулированы все земельные вопросы, получено разрешение на строительство. Начать его планируется в 2011 году, стоимость проекта - 6,5 миллиарда рублей. Краевой бюджет может взять на себя финансирование до 50 процентов капитальных вложений, остальные средства должны быть привлечены концессионером. Возмещение его затрат будет осуществляться через регулярное перечисление так называемой "платы за доступность" при соблюдения критериев качества, заложенных в долгосрочном контракте государственно-частного партнерства. Следующим объектом, который может быть построен в рамках государственно-частного партнерства, станет вторая очередь Чусовского моста.
Инициатива краевых властей получила различные оценки. Так, например, депутат Законодательного собрания края, член рабочей группы по рассмотрению вопросов, связанных с развитием автомобильных дорог Сергей Климов сказал корреспонденту "РГ" лаконично: "Я в это не верю". По мнению депутата, использовать схему государственно-частного партнерства в строительстве дорог можно только после того, как будет определена эффективная схема взаимоотношений между властями и инвестором. Пока же, по словам Сергея Климова, эта схема "очень размыта и находится на уровне кабинетного права". Инвестору, который готов вложить деньги в дороги, предлагаются в первую очередь некие преференции для развития его бизнеса в регионе, а вот механизм возврата инвестиций и получения прибыли описан весьма расплывчато.
Более оптимистической точки зрения придерживается другой депутат, председатель комитета по политике развития территорий и общественной инфраструктуры Виктор Плюснин. По его мнению, схема государственно-частного партнерства сейчас актуальна практически в любой сфере и некоторые регионы уже успешно ее используют, скорректировав нужным образом местное законодательство.
- Сегодня нет четкого представления о том, в какой именно форме эта схема будет применяться и какие будут взаимоотношения между государством и частными инвесторами, так как в крае нет закона о государственно-частном партнерстве, - пояснил "РГ" Виктор Плюснин. - Думаю, в скором времени такой закон может появиться, ведь в ряде регионов он уже работает, например в Ленинградской области. Я считаю, что на его основе можно разработать аналогичный документ и для Пермского края. Кроме того, при разработке нашего закона о государственно-частном партнерстве мы можем опереться и на документы рекомендательного характера, которые к нам поступали из Государственной Думы РФ. Это так называемый модельный закон "Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства". Он как раз и определяет порядок взаимоотношений между государством и инвестором.
Таким образом, вопрос о том, как будут привлекаться деньги на строительство дорог в 2011 году, сейчас всецело зависит от активности чиновников дорожного агентства и региональных парламентариев. По словам Елены Громовой, сейчас пакет документов по внедрению схемы государственно-частного партнерства в сфере строительства дорог находится в работе и в начале следующего года поступит на рассмотрение в Законодательное собрание края.
По мнению экспертов отрасли, для внедрения нового механизма финансирования чиновникам и депутатам необходимо будет решить проблему "обременения пользователей дорог". Согласно мировому опыту строительства магистралей с привлечением частных инвестиций, проезд по новым дорогам становится платным. Но если за рубежом законодательство не везде предусматривает наличие дублирующих бесплатных дорог, то в России такое условие - обязательное. Именно по этой причине предложенный еще в 2006 году вариант строительства моста через Каму в Мотовилихинском районе Перми на основе государственно-частного партнерства так и не был осуществлен.