Греческий суд приговорил к пожизненному заключению полицейского, который застрелил подростка.
Осужден 39-летний офицер полиции Эпаминондас Корконеас, его напарник признан соучастником и приговорен к десяти годам тюрьмы. 15-летний Алексис Григоропулос погиб 6 декабря 2008 года. Это случилось в афинском районе Эксархия, который давно облюбовали для своих протестных акций разные молодежные группировки, в том числе левацкого и анархистского толка.
В тот вечер произошла стычка между группой молодых анархистов численностью около тридцати человек и полицейским патрулем. Когда полицейские вышли из машины, в них полетели бутылки. В ответ один из полицейских бросил в толпу шумовую гранату, а второй открыл стрельбу. Одним из выстрелов был смертельно ранен Григоропулос. Власти сразу сообщили о начале расследования в отношении полицейских.
Гибель Григоропулоса спровоцировала массовые беспорядки в Афинах, Салониках и других греческих городах. Молодежь поджигала общественные здания, полицейские участки, автомобили, банки, магазины. В ходе стычек демонстрантов с полицией более 70 человек получили ранения, а у полицейских иссякли запасы слезоточивого газа. Общий материальный ущерб власти оценили примерно в 1,3 миллиарда евро. Беспорядки продолжались почти три недели. Правоцентристское правительство премьера Константиноса Караманлиса так и не смогло от них оправиться - в октябре 2009 года к власти пришли социалисты.
Судебный процесс в отношении полицейских растянулся на девять месяцев. Корконеас дер жался той версии, что молодежь бросала в него бутылки с зажигательной смесью и он произвел три предупредительных выстрела. Баллистическая экспертиза подтвердила, что Григоропулос был убит в результате рикошета. Однако свидетели обвинения и родственники уверяли, что стрельба была прицельной. Сыграло роль и любительское видео с деталями инцидента, снятое из близлежащего здания.
Полицейских судили трое профессиональных судей и четверо присяжных. Мнения разделились. В результате суровый приговор был вынесен минимально необходимым большинством: его поддержали один из трех судей и трое присяжных. Остальные члены суда считали, что имело место непреднамеренное убийство.
Суд по соображениям безопасности проходил не в Эксархии и даже не в Афинах, а в городке Амфисса в 200 километрах от столицы. В адрес Корконеаса поступали угрозы убийства, поэтому в зале суда к нему приставили десять охранников, а улицы городка в день оглашения приговора патрулировала сотня специально присланных полицейских.
Председатель ассоциации жителей района Эксархия приветствовал решение суда в отношении "Рэмбо Эксархии", как здесь прозвали Корконеаса. Но отметил, что в районе по-прежнему действует все тот же отряд полицейского спецназа, в котором служил осужденный.
Мать Григоропулоса Джина Цакилян, хозяйка ювелирного магазина в Афинах, тоже приветствовала приговор "этим чудовищам в человеческом обличье". Хотя Алексиса не вернуть, но справедливость восторжествовала и восстановлено его доброе имя: признано, что он даже не участвовал в беспорядках, а стал невинной жертвой.
Огромное облегчение испытывает и правительство Папандреу. Любой другой приговор, кроме сурового обвинительного, неизбежно вызвал бы ярость и бурную реакцию со стороны большой части греческой молодежи, которая относится к полиции с недоверием, подозрительностью и ненавистью. На многочисленных демонстрациях против антикризисных мер правительства люди часто скандируют: "Полицейские, свиньи, убийцы!"
Молодежь остается настоящей пороховой бочкой. В 2008 году по ходу уличной "декабрьской революции" она горько жаловалась на свою судьбу, называя себя "поколением 700 евро", имея в виду тогдашнюю минимальную зар плату в Греции. С тех пор ситуация только ухудшилась, зарплата стала меньше, безработица среди молодежи выросла, как выросла и вероятность новых насильственных акций с ее участием.