Принято решение о приватизации пакета акций Сбербанка, принадлежащего ЦБ России, заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он не исключил продажу более 9 проц. акций Сбербанка и снижения доли Центробанка в его уставном капитале ниже контрольной.
"Мы начали обсуждение с 9 проц., но было предложено много сценариев, они были представлены председателю правительства РФ и президенту РФ. Это может быть 9 проц., может быть больше", - сказал он. По его словам, Центробанк с продажей его пакета никто ни к чему принуждать не будет, а по приватизации акций Сбербанка правительство проводит консультации с президентом и премьер-министром, поскольку актив политически значимый.
"Это должна быть очень грамотная сделка", - отметил Шувалов. Главное - сохранить устойчивость банка и увеличить его капитализацию. "Приватизация отдельных банковских учреждений, крупнейшего банка страны должна пройти так, чтобы сохранилась устойчивость, а вкладчики и инвесторы восприняли ее как позитивный сигнал для имиджа, - считает он.- Здесь недостаточно одного желания правительства, это надо сделать аккуратно и высокопрофессионально". По его словам, в Белом доме анализируют опыт американской администрации - в США реализуют полученные в кризис активы по частям. "Мы должны будем подготовить приватизацию так, чтобы инвесторы пришли и капитализация возросла", - заключил он. Для того чтобы определиться со сроками и размером продаваемого пакета, потребуется несколько месяцев. Госпакет в уставном капитале Сбербанка составляет 57,6 проц., доля голосующих акций - 60,3 проц.
Как минимум три миллиарда долларов получит государство и от приватизации акций ВТБ - рассматривается возможность продажи до 10 проц. активов. Как рассказал Шувалов, при благоприятном стечении обстоятельств сделка состоится до конца этого года, самое позднее - в начале 2011 года. Соответствующее предложение было представлено премьер-министру Владимиру Путину. Всего государство контролирует 85 проц. акций банка. "Председатель правительства согласился с тем, что эти акции могут быть реализованы в этом году, если для этого будет надлежащая конъюнктура и если инвесторы готовы приобрести эти акции в 2010 году", - пояснил Шувалов.
В процессе приватизации крупных госактивов будут участвовать консультанты - целый набор международных и российских финансовых учреждений, "обладающих необходимым экспертным потенциалом для проведения любых сделок, возможностями для поднятия любого объема капитала и отвечающие всей своей корпоративной культурой за то, что эти сделки будут проведены с высшей степенью прозрачности". Всего их будет 10-15. В России в подобных сделках такой механизм применяется впервые.
Шувалов рассказал, что в правительстве много заявок от инвестбанков, готовых выступить в роли консультантов, но в списке окажутся те, у кого есть нужный опыт и ресурсы, компании, "в репутации которых нет никаких сомнений". Правительство сделает выбор, основываясь на сумме вознаграждения, которую запросит консультант. "Мы исходим из того, что будем предлагать для инвесторов не только компании Российской Федерации, но и компании, которые принадлежат региональным властям, исходим из того, что процесс приватизации в стране будет объемным не только по объему средств, но и по количеству компаний", - добавил первый зампред правительства.
К продаже акций ВТБ, в частности, будет привлечен консультант, уполномоченный действовать от имени РФ, входящий в тройку крупнейших международных банков. "По Сбербанку мы проводили в правительстве встречи, минфин, минэкономразвития и ЦБ согласились, что Сбербанк можно готовить к продаже. Но надо договориться, когда и на каких условиях. Эти предложения нам должен сделать консультант", - заметил Шувалов.
Скоро правительство обнародует список 10-15 крупных компаний, госпакеты акций которых будут предложены к продаже. Как пояснил Шувалов, это будет сигналом бизнес-сообществу, "что мы готовы продавать их частным лицам", а также для того, чтобы начать работу по приватизации и прекратить спекуляции по поводу того, какие активы государство будет продавать. Как только список станет публичным, "правительство уже не снимет эти сделки с продажи", - заверил первый вице-премьер. Но дополниться перечень может: "окончательного списка приватизации не будет".
В планах также продажа не только госактивов, но и акций корпораций, контролируемых государством, вроде РЖД и "Ростехнологий". Продавать при любой конъюнктуре цели нет, но, если условия позволят, государство выставит на продажу крупные пакеты в ведущих компаниях, пояснил Шувалов: "Если будут серьезные сигналы о готовности приобретать большие пакеты по реальной стоимости активов, мы на это пойдем".
Средства, полученные от приватизации госдоли в банках, пойдут на покрытие дефицита бюджета и "на отдельные программы, имеющие четкий временной период". "Приватизация будет настолько масштабной, что мы будем конкурировать за международный капитал", - заключил первый вице-премьер.
Шувалов также прокомментировал смену власти в Москве. Он надеется на улучшение инвестиционного климата после назначения нового мэра и ускорение работы по созданию Международного финансового центра. Создание этого центра - часть стратегии по превращению Москвы "в другой город". По словам Шувалова, "Москва сейчас стоит на пороге новых задач", а новый мэр "должен сделать новую Москву".
"Но не значит, что при предыдущем все было плохо, - прокомментировал он. - При всей той критике, которая есть, в Москве совершен прорыв. Я очень хорошо помню Москву начала 90-х, сейчас это большой международный город, который значительно изменился".
Первый вице-премьер также заявил, что после февраля 2011 года не будут заключаться соглашения о промсборке автомобилей в России. Это связано с переговорами по вступлению в ВТО. В Женеве был согласован срок, после которого Россия не сможет подписывать такого рода договоренности с инвесторами. Шувалов также выдвинул идею распространения практики публикации информации о доходах на всех государственных и муниципальных служащих. "В отношении доходов это нужно сделать обязательным не только для определенной группы лиц, которых определил президент, но для всех, кто работает на государственной и муниципальной службе", - пояснил он, добавив, что ни он, ни его супруга не владеют никаким бизнесом и у них нет земельных участков в Сколково.