В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН испытывают "бактерию долголетия". Поможет ли человечеству в борьбе со старением вечная мерзлота, "РГ" выяснила у директора института, академика Валентина Власова.
Российская газета: Валентин Викторович, расскажите о необычном эксперименте: неужели бактерия может влиять на продолжительность жизни?
Валентин Власов: В нашем институте действительно изучается бактерия, выделенная из вечной мерзлоты - из породы, возраст которой несколько миллионов лет. Год назад к нам обратились коллеги из Тюменского научного центра СО РАН, которые, работая с вечной мерзлотой, начали изучать микроорганизмы из древних замерзших пород. Когда мышам ввели бактерии из вечной мерзлоты, это положительно сказалось на их здоровье. Животные оживились, стали лучше выглядеть и вроде бы дольше прожили.
Как ученым из Тюмени пришло в голову ввести бактерии мышам, я не знаю - но главное, что они это сделали. Ученые, к счастью, ставят много необычных и даже странных экспериментов, иначе ничего интересного не получилось бы. Если делать только то, что правильно и предсказуемо, открытий не будет. Сейчас мы продолжаем их работу, эксперимент еще не закончен. Но промежуточные результаты говорят о том, что инъекции этих бактерий на самом деле улучшают состояние организма. По сравнению с контрольной группой, в которой мыши не получают инъекций, это очевидно. В другой контрольной группе мышам вводили сходные бактерии, но не из мерзлоты, - и никакого эффекта не наблюдалось. Почему-то дают эффект именно выделенные тюменскими учеными древние палеобактерии. Вероятно, они продуцируют какие-то биологически активные вещества или содержат некие особенные полимеры на своей поверхности. Скорее всего, происходит благоприятное воздействие на иммунную систему.
РГ: Известно, что ваш институт занимается разработкой противоопухолевых средств. Есть успехи?
Власов: Сейчас в опытах на животных испытывается лактаптин - белковый препарат, который приостанавливает развитие опухоли. Разрабатывается еще один препарат на основе нуклеиновых кислот, также направленный на торможение роста опухолей, в разработке препарат для борьбы с метастазами. Все они в ближайшие годы могут быть запущены в клинические испытания. Но до этого должно быть налажено их производство и проведены предклинические испытания.
Основная технология, над которой мы работаем, позволяет конструировать препараты, действующие на определенные гены. Идея была предложена в нашем институте еще в 70-х годах, по аналогичному пути идут в ведущих лабораториях мира. Суть в следующем. В качестве лекарства используются кусочки ДНК или РНК, конечно же, не простые, а несущие специальные химические группировки. Как известно, ДНК состоит из двух цепочек, которые друг друга "узнают", - этот процесс называется "молекулярное узнавание". Связываясь с родственной цепочкой, синтезированный кусочек ДНК может воздействовать на нее, если несет на себе активные химические группы или запускает ферментативные системы, действующие на комплекс двух цепочек. Родственная целевая цепочка - вирусный ген или ген, вызывающий рак, при этом может быть инактивирован. Такой процесс легко осуществим в пробирке. Можно его осуществить и в клетках - если ввести в них необходимые кусочки ДНК. Остается нерешенной проблема - как сконструировать препарат цепочек таким образом, чтобы они могли проникать в клетки живого организма. Думаю, что эту проблему скоро решат.