Пока правительство Венгрии мечется в поисках способов ликвидации самой губительной в истории страны техногенной катастрофы, принимая исключающие друг друга решения, международные экологические организации "под шумок" составили свой "черный список" государств, где может повториться венгерская трагедия.
Крупный по местным масштабам глиноземный комбинат "МАЛ", который расположен в 160 километрах западнее Будапешта, за неделю стал главной головной болью не только правительства Венгрии, но и, пожалуй, всей Центральной и Восточной Европы. Для венгерского премьера Виктора Орбана битва за спасение десятков квадратных километров родной земли от красного шлама, 800 тысяч кубометров которого 4 октября вылились из прорванного резервуара для ядовитых отходов, стала, без сомнения, главной проверкой на профпригодность. Если ситуацию не удастся "разрулить" максимально быстро, то нельзя исключать скорейшего вотума недоверия его правительству.
Евросоюз также оказался под непосредственным давлением со стороны венгерского шлама. Брюссельские чиновники теперь должны продемонстрировать свою готовность быстро и адекватно реагировать на техногенные угрозы в рамках ЕС. При этом пока очевидно, что ни венгерское правительство, ни европейские бюрократы с их экспертами не справляются с возникшими перед ними трудностями.
Как реагируют в Брюсселе? Ни денег, ни помощи техников единая Европа Венгрии не оказывает. Под Будапешт не отправляют спецотряды химзащиты, не используется авиация для переброски спасательного оборудования, не привлекаются лучшие европейские умы для поиска ответа на главный вопрос - как быстрее и с минимальными потерями для экологии всей Европы ликвидировать последствия этой утечки. Лишь пять экспертов из Брюсселя второй день неторопливо собирают данные для подготовки доклада. Когда он будет готов, никто не уточняет.
Что делает венгерский премьер? Семь дней собирается с мыслями, а на восьмой начинает принимать решения, которые, возможно, лишь усугубят итак крайне плачевную ситуацию. Виктор Орбан объявил, что взят под стражу главный управляющий компании "МАЛ". Более того, венгерские власти, по словам премьера, собираются фактически национализировать проштрафившееся предприятие.
Нетрудно догадаться, к чему это сейчас может привести. К потере какого-либо контроля над ситуацией на предприятии, где, к слову, до сих пор не решена проблема с лопнувшим резервуаром. Речь идет о новых трещинах. А если произойдет еще один прорыв, то первая катастрофа покажется легким испугом на фоне новой, куда более мощной волны шлама. Ведь в резервуаре до сих пор находится порядка 20 миллионов тонн ядовитых отходов. Но вместо того, чтобы заставить главу предприятия исправить допущенные ошибки, венгерские власти отстраняют его от дел и сажают за решетку.
Понять премьера, впрочем, можно. Кто-то ведь должен ответить за гибель восьми человек. Однако сколько еще может погибнуть в результате второго прорыва? Никто не знает, но известно, что к эвакуации готовятся пять тысяч местных жителей. Успеют ли их спасти?
Тем временем Всемирный фонд дикой природы с пристрастием изучил ситуацию в государствах, расположенных по соседству с Венгрией, и ужаснулся. Оказывается, многие страны региона живут на своих ядовитых бомбах замедленного действия. Экологи уверены, что в Хорватии, Сербии, Украине и Молдавии могут повториться подобные техногенные катастрофы. Этим государствам предписано срочно провести оценку рисков. Означает ли это, что остальным странам можно спать спокойно?