14.10.2010 00:25
Власть

Россия занимает 8-е место по "привлекательности" системы образования

Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Столичный выпуск: №232 (5311)
Читать на сайте RG.RU

В Госдуме вчера обсуждали будущее российского образования.

Уже прошло время, когда систему образования, выстроенную в нашей стране, считали самой эффективной в мире. Испорчена не только репутация, но и сама система, которая в последнее время перманентно реформируется. Россияне больше не называют себя самым читающим народом. А уровень знаний среднестатистического молодого человека давно вызывает тревогу. Единый госэкзамен лишь подтвердил, что во многих российских школах учат "чему-нибудь и как-нибудь". Исключения, конечно, есть. И депутаты Госдумы убеждены, что эти исключения должны стать правилом. А значит, "давно назрел" базовый закон об образовании, который бы обобщил все хорошее, что было, и учел новую реальность.

Но участникам вчерашних парламентских слушаний, организованных Комитетом Госдумы по образованию, были представлены пока только рабочие материалы, подготовленные министерством образования и науки, для будущего законопроекта. Сам законопроект, по словам председателя комитета Григория Балыхина, вероятно, появится в декабре нынешнего года. И у широкой общественности будет возможность еще до внесения документа в нижнюю палату парламента изучить и обсудить его в Интернете. Ведь, по мнению народных избранников, значимость закона об образовании для каждого россиянина никак не меньше, чем закона о полиции. Тем более что, судя по новациям, которые предлагает минобрнауки, учиться в нашей стране действительно будет никогда не поздно. В представленном в Госдуму документе закрепляется право на образование на протяжении всей жизни.

В ведомстве готовы прислушаться к гласу народа. И постараться, чтобы "максимальное количество пожеланий нашло в будущем законе отражение". Однако, как заметил, выступая на думских слушаниях, статс-секретарь, замминистра образования и науки Иван Лобанов, базовый закон об образовании все-таки должен быть компактным. И одна из его задач - повысить конкурентоспособность российского образования. Как показывает практика, одним из критериев "интересности" системы образования является количество иностранных студентов. "В этой системе у нас следующие цифры: в США - учится порядка 600 тысяч иностранных студентов, в РФ - порядка 150 тысяч", - сообщил Лобанов, заметив, что Россия в настоящее время по показателю "интересности" образования находится на 8-м месте после Франции, Германии, Австралии и так далее. И это не то место, которое наша страна должна занимать в этой отрасли, считает Лобанов. Вообще, по его словам, повод задуматься и пересмотреть систему образования дает и ЕГЭ. Замминистра привел такой интересный факт - среди исключенных из вуза в течение первого года обучения студентов выше всего процент тех, кто поступал на льготных условиях, и тех, кому путевку в вуз дала победа на олимпиаде, чем тех, кто прошел обычный конкурс.

В свою очередь, участники слушаний предлагали поводы для размышления и разработчикам законопроекта. Вопросы вызвали положения, связанные с разграничением полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов в сфере образования. Депутаты недоумевали, зачем лишать своего уровня в системе начальное профессиональное образование, сомневались в целесообразности предполагаемых изменений в типологии и видах отдельных групп образовательных учреждений. Как всегда, острой была дискуссия по поводу норм, регламентирующих экономическую, в том числе инвестиционную, деятельность в сфере образования. Участники слушаний обратили внимание минобрнауки на необходимость усиления социальных гарантий обучающихся, расширение академических свобод и повышение академической мобильности студентов, на усиление социальных гарантий педагогических и научно-педагогических работников образовательных организаций, повышения их статуса. По мнению экспертов, следует также в будущем законе более четко позиционировать равноправие аккредитованных образовательных организаций различного уровня и форм собственности в осуществлении учебной, научной и хозяйственной деятельности, в реализации государственного (муниципального) задания или заказа.

Госуправление Образование Госдума