14.10.2010 00:07
Культура

Михаил Шемякин: В Беларуси меня поразило обилие зелени и чистота улиц

обследовал тротуары Минска
Текст:  Татьяна Хорошилова
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №39 (475)
Читать на сайте RG.RU

На сентябрьской Международной московской книжной выставке-ярмарке прошла презентация двухтомника лауреата Государственной премии России Михаила Шемякина, легендарного художника, испытавшего на себе в советское время неприятие своих эстетических взглядов. В 1971 году он был выслан из СССР. Жил во Франции, США , где основал Институт философии и психологии творчества, потом перебрался под Париж, где познакомился с Владимиром Высоцким: они навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, а тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям барда, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

На презентации альбома мастера побывал обозреватель "СОЮЗа".

...Михаил Михайлович редко меняет свою экипировку и на этот раз появился во всем черном, в неизменной фуражке, в кожаных сапогах, все с теми же шрамами на лице - следами бурной молодости. Правда, Михаил Шемякин все же изменился. Потянувшихся к нему поклонников его таланта он осек фразой: "Я автографы больше не даю". А ведь раньше раздавал их налево и направо. Просто за человеческое "спасибо", при этом повторяя, что его талант не соизмерим с платой за него. Шемякин несгибаем и держится, как князь. Он из того же рода, что и дирижер Юрий Темирканов. У этого древнего кабардинского рода свой герб и флаг.

-Мой первый двухтомник, - рассказал Михаил Шемякин на ВВЦ, - вышел 25 лет назад в Америке на английском. Каждый том насчитывал до 600 страниц. Книга позволяла проследить развитие художника. В первом томе были собраны работы, сделанные в России и Франции. Затем шел рисунок, изображающий полет художника с персонажами "Карнавала Санкт-Петербурга" через океан в Нью-Йорк. Во втором томе представлен американский период. Там другая композиция и иная идея. Готовился он около шести лет и более полно показывает весь диапазон творчества : живопись, скульптура, театральные постановки. Есть фотографии ювелирных изделий. Представлена графика - от рисунков до книжных иллюстраций. Как ни странно, мое творчество очень мало знают в России. Знают работу над оперными и балетными постановками... Так что поклонники откроют для себя незнакомого Шемякина.

- В двухтомник вошли все ваши работы?

- Не вошли только эскизы к последнему балету.

- В последнее время ваше творчество нашло свою реализацию на подмостках театра. Каких новых постановок ждать зрителю?

- Я оформил пять балетов в Мариинском театре, три балета для театра оперы и балета в Софии. Сейчас закончил очень сложную постановку оперы "Коппелия" с хореографом Кириллом Симоновым. С ним 10 лет назад сделал "Щелкунчика".

- Ваши передачи на ТВ будут продолжены?

- Программы о культуре появились благодаря энтузиазму молодых ребят. Я делаю их почти бесплатно, и, если российское министерство культуры их оплатит, тогда эти программы будут продолжены.

- На нынешней книжной выставке-ярмарке, где презентовался ваш двухтомник, Беларусь выступала почетным гостем. Вы видели белорусские книжные стенды?

- Да, они особенно оформлены. Я люблю Беларусь. Я жил когда-то в Уручье под Минском (теперь это район Минска с известным парком камней. - Прим. авт.).Там служил мой отец. Он был военным, а мама (она из дворян ) - актрисой. Учился в белорусской школе, у меня была благодарность за хорошую учебу на белорусском языке.

- В рамках "Славянского базара в Витебске" три года назад проходила ваша персональная выставка, посвященная 120-летию Марка Шагала. Вошли ли в двухтомник работы с витебской выставки?

- Да. В Витебске на выставке показывались работы из серии "Чрево Парижа", "Люди и птицы"...

- Как вы оценили сам витебский фестиваль?

- С великой охотой я принимал участие в "Славянском базаре". Это очень интересная традиция. В Витебске предложил открыть институт психологии и творчества. В США есть подобное учебное заведение, где на лекции приходят даже обычные фермеры, а не только искусствоведы, и слушают доклады на такие темы, как "Шар в искусстве, в жизни и в архитектуре". Предполагалось также открыть ювелирное производство. Мы говорили об этом с Президентом Беларуси. Глава государства попросил познакомить белорусских ювелиров с новейшими технологиями. В Париже у меня есть выставочный зал, где, надеюсь, частыми гостями станут и белорусские мастера, но хотелось открыть свою художественную школу и здесь.

- В дорогу вы берете фотоаппарат, но фотографируете не только достопримечательности... Брали фотоаппарат и в поездку по Беларуси?

- Я всегда беру с собой в дорогу фотоаппарат. Обычно снимаю не достопримечательности, а... мусор. Но больше всего в Беларуси меня поразило обилие зелени и чистота улиц.

- В вашем двухтомнике впервые представлен неожиданный жанр, условно обозначенный "фотографикой". Это не имеет отношения к опытам фотографов, которые экспериментировали с двойной экспозицией, печатью снимков, чтобы добиться визуального эффекта. Вы работаете с фотовспышкой, наводя объектив на мусор, который лежит под ногами и который фотографировали во время ночных прогулок по Парижу, Венеции, другим столицам Европы. Когда будет выставка на эту необычную тему?

- Выставка запланирована на следующий год в Русском музее. Выставка будет называться "Тротуары Парижа". Я готовлюсь к ней уже давно, в архиве свыше 200 тысяч листов.

- Какова технология печати? Это - глянец?

- Печатаю снимки на матовой бумаге, затем делаю поверх них прорисовку гуашью, темперой, акварелью, цветными карандашами. У нас под ногами - фантастические миры.

Арт