В России может быть остановлено до трети всех лифтов. Вступивший в силу со вчерашнего дня новый техрегламент о безопасности лифтов установил сроки для ремонта и замены "больного" лифтового оборудования. Пять лет для лифтов старше 1992 года выпуска и семь лет для всех остальных. В противном случае Ростехнадзор обязан вывести такой лифт из эксплуатации.
Есть опасения, что ходить по лестницам жильцам многоэтажек придется довольно долго. Вопрос, кто будет платить за обновление лифтового парка, пока повис в воздухе.
Жилищный кодекс еще в 2005 году переложил проведение капремонта в многоквартирных домах на самих жильцов. Прошедшие пять лет показали, что в одиночку россиянам с текущими крышами и ржавыми трубами не справиться. Из всего списка именно замена лифта - самая дорогая. Средняя стоимость лифтового оборудования - 1,2 млн рублей. Причем чем выше дом, тем лифт дороже.
По данным Ростехнадзора, всего в жилых домах насчитывается 430 тысяч лифтов. Из них 35 процентов уже давно выработали свой жизненный ресурс. В Ростехнадзоре предупреждают, как только требования техрегламента начнут активно работать, ежедневно проверяющие комиссии должны будут останавливать до трех тысяч лифтов.
В этом случае жителям можно только посочувствовать, ведь в доме может быть не два, не три лифта, а намного больше. А значит, и денег на их замену и ремонт также потребуется немало. Причем анализ показывает, что в домах, где лифты требуют срочной замены, а это главным образом "панельки" 30-летней давности, в основном проживают малообеспеченные слои населения. "При существующем финансировании на замену всех лифтов потребуется порядка 25 лет", - считает депутат Госдумы Галина Хованская. При этом лифты продолжают оставаться довольно опасным видом транспорта: за 2009 год лифты "убили" 9 человек. С начала нынешнего года погибших уже двое.
Частично спасает ситуацию государство, которое за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ по программе капремонта жилья уже отремонтировало 15 тысяч лифтов. Но несмотря на значительность цифры, это лишь 6 процентов от всего выстаревшего лифтового парка. Точно такой же процент лифтов ежегодно выходит из строя. Однако деятельность Фонда должна завершиться к 1 января 2012 года. Сейчас, правда, обсуждается вопрос о продлении его работы еще на год-два, но окончательного решения нет. В любом случае иной механизм финансирования для ремонта и замены лифтов в жилых домах на сегодняшний день отсутствует. При этом стоит заметить, что с регионов и муниципалитетов никто не снимал обязанности заботиться о лифтовом парке. Но осилить это местные бюджеты в большинстве случаев не в состоянии. Других коммунальных проблем хватает. Появление в техрегламенте требования об энергоэффективности лифтов только усложняет ситуацию. "Энергоэффективное лифтовое оборудование не всегда дешевле обычного", - замечает первый зам. генерального директора Фонда ЖКХ Владимир Талалыкин.
Сейчас все заинтересованные ведомства заняты разработкой схем дальнейшего накопления средств на капремонт российского жилищного фонда. На прошедшем вчера в минрегионе Всероссийском совещании работников лифтового комплекса регионам было предложено до конца года разработать отдельные программы по замене и ремонту лифтов на ближайшие пять лет. В качестве источников финансирования предлагается взять средства региональных и местных бюджетов, а также деньги населения. Правда, независимые эксперты обращают внимание на отсутствие в этом списке денег федерального бюджета, которые бы очень помогли регионам. Как вариант рассматривается возможность кредитования замены и ремонта лифтов. Правда, пока эти предложения не окончательны.