15.10.2010 00:30
В мире

Власти Венгрии запутались в отношении к техногенной катастрофе

Власти Венгрии окончательно запутали европейских экспертов
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №234 (5313)
Читать на сайте RG.RU

Похоже, стало ясно, почему Евросоюз не спешит оказывать Венгрии реальную помощь при ликвидации крупной техногенной катастрофы на алюминиевом заводе "МАЛ". Брюссельские бюрократы, видимо, окончательно перестали понимать, что происходит на вверенной венгерскому правительству залитой красным шламом территории.

Чем больше времени проходит с 4 октября, когда случилась самая большая в истории Венгрии техногенная катастрофа, тем более запутанными и менее логичными становятся действия премьер-министра страны Виктора Орбана и его команды. Вчера, к примеру, стало известно, что уже в ближайшие дни напугавший всю Европу завод вновь возобновит свое производство.

Власти страны санкционировали выведение на повышенную мощность местной электростанции, которая снабжает энергией это предприятие. Также вчера было объявлено, что на свободу будет отпущен главный виновник техногенной трагедии - генеральный директор завода Золтан Баконьи. При этом возникает множество вопросов.

К примеру, неужели венгерские власти разрешили предприятию продолжить сброс опасных отходов в тот самый резервуар, который не только уже один раз лопнул, но и покрылся новыми трещинами? А экологи не исключают повторного прорыва, что приведет к куда более катастрофическим для всей Восточной Европы последствиям.

На все эти возражения в правительстве Венгрии лишь отвечают, что простой на заводе и на электростанции грозит стране колоссальными финансовыми потерями. А каковы будут убытки от новой катастрофы, если и так трещащие по швам стенки резурвуара не выдержат под напором новых тонн отходов?

Или другой вопрос: почему отпустили Золтана Баконьи? К нему больше нет вопросов? Если так, то что в действительности произошло на заводе "МАЛ" 4 октября и кто в этом виноват? Неужели адвокатам с алюминиевого предприятия удалось доказать, что катастрофа была вызвана не преступной халатностью, а вмешательством сил природы. В таком случае, согласно страховому договору, "МАЛ" должен будет выплатить в качестве компенсации всего 73 тысячи евро.

Учитывая, что на ближайшие два года на основании решения венгерского парламента провинившееся предприятие передано под управление и контроль государства, подобное процессуальное развитие ситуации выглядит логичным. Ну не будут же бюрократы взимать штраф с завода, которым теперь сами же управляют.

Впрочем, на этом логика заканчивается и начинается еще одна крайне запутанная история. Ведь стоит напомнить, что на днях глава венгерского комитета по охране окружающей среды Золтан Иллеш озвучил сумму штрафов, которые необходимо начислить за причинение экологического вреда водоемам и живой природе. Речь идет как минимум о 70 миллионах евро. Кто выступит в роли ответчика? После того как завод в никому непонятной спешке временно национализировали, получается, что по долгам все же придется расплачиваться государству.

Между тем

В среду Орбан торжественно пообещал: "Материальную ответственность должны понести виновные, а не рядовые налогоплательщики". Премьер Венгрии, похоже, погорячился.

Венгрия