18.10.2010 00:11
Авто

Эксперты: Минимальная протяженность сети автомобильных дорог России должна составлять 1,5 млн км

Перестройка направила российские дороги на рынок
Текст:  Михаил Осин
Российская газета - Спецвыпуск: Дороги России №235 (5314)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня федеральные автомобильные дороги, как известно, строятся и ремонтируются в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг)". В основу этой программы заложен принцип развития международных и российских транспортных коридоров: Балтика - Центр - Юг, Западная граница - Центр - Урал, Север - Юг, Северо-Запад - Урал, Западная Сибирь - Дальний Восток и другие. Именно им принадлежит главная роль в решении транспортных задач, связанных с расширением международных политических и культурных связей.

"Суммарная протяженность автомобильных дорог России сегодня составляет 904,7 тыс. километров, в том числе 759,3 тыс. км дорог с твердым покрытием и 145,4 тыс. грунтовых дорог, - приводит статистику генеральный директор "Информавтодора" Давид Мепуришвили. - Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 588,7 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 537,3 тыс. км (91%), грунтовых - 51,4 тыс. км".

Зная об этих достижениях, сложно предположить, что еще в начале 1990-х годов около 167 районных центров из 1837 не были соединены с областными и республиканскими центрами дорогами с твердым покрытием. Не имели выезда на основную сеть автомагистралей по "твердым дорогам" и жители почти 17 тысяч центральных усадеб из 23 тысяч и около 250 тысяч средних, мелких населенных пунктов и фермерских хозяйств.

"В то время из-за сложной экономической ситуации в стране ощущалась большая нехватка свободных финансовых средств, - объясняет ситуацию декан исторического факультета СПбГУ Андрей Дворниченко. - К тому же переход к рыночной экономике потребовал пересмотра и коренного изменения сути многих социально-экономических категорий, таких как форма собственности, планирование, управление производственными отношениями, психология личности и общества, многих других составляющих человеческого бытия. В такой ситуации проблемное состояние российских дорог вполне объяснимо".

Однако, несмотря на все трудности, за 1997-1999 годы наметились реальные сдвиги - как в развитии дорожной сети, так и в эффективности функционирования дорожного хозяйства. В последние 12-13 лет в России заметен ускоренный - до 10% в год - рост автомобильного парка, интенсивности движения и автомобильных перевозок.

По оценкам специалистов, сегодня для удовлетворения социальных и экономических потребностей страны минимальная протяженность сети автомобильных дорог России должна составлять 1,5 млн км. Поэтому не случайно в рамках реализации Транспортной стратегии РФ до 2030 года ставятся новые, актуальные задачи, определяются основные направления и выявляются приоритеты. И все это с одной целью - сделать Россию страной развитой автомобилизации и отличных дорог.

Хронология

Специалистов в области строительства дорог в России начали готовить в конце XIX века в институте путей сообщения императора Александра I в Санкт-Петербурге. Там же, но уже при советской власти в 1924 году создается дорожное исследовательское бюро, которое в 1928 году преобразовано в научно-исследовательский институт (НАДИ). В 1930 году создан целый ряд автомобильно-дорожных учебных институтов (Ленинградский - ЛАДИ, Московский - МАДИ, Сибирский - СибАДИ, Саратовский - САДИ и Харьковский - ХАДИ). В 1936 году в Москве на базе Главдортранса РСФСР создан Государственный дорожный научно-исследовательский институт (ДорНИИ) Гушосдора НКВД СССР с функциями центрального института.

В 1959 году создана Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) Гушосдора РСФСР.

В 1969 году в Москве - Государственный дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт ГипродорНИИ Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

В 1971 году Минавтодором РСФСР организовано Центральное бюро научно-технической информации (ЦБНТИ).

В 1988 году решением Минавтодора РСФСР на базе научной части ГипродорНИИ и проектно-технологического треста "Росдортехстрой" образовано научно-производственное объединение НПО "РосдорНИИ".

В 1988 году на базе Саратовского филиала ГипродорНИИ создан ГУП "Росдортех".

В 1992 году ЦБНТИ переименовано в Государственное предприятие "Информавтодор", сохранив при этом основную направленность и профиль деятельности. В 2007 году ГП "РосдорНИИ" преобразован во ФГУП "РосдорНИИ" с 10 филиалами.

Дороги