Создание объектов, повышающих безопасность водителей, пассажиров и самих транспортных средств, - важнейшая составляющая федеральной целевой программы "Повышения безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы". Аналогичные программы приняты и реализуются также на региональном уровне. Практически все аспекты этой проблемы - на контроле президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина. Прежде всего потому, что по уровню травматизма на дорогах и смертности из-за дорожных аварий Россия занимает, к сожалению, одно из лидирующих мест в мире.
Среди важнейших компонентов дорожной безопасности, отвечающая современным требованиям, - разметка автомагистралей. Этому вопросу ныне уделяется особенное внимание.
Как считают специалисты, разметка дорог непосредственно влияет как на безопасность перевозок, так и на пропускную способность дорог. Она бывает горизонтальной и вертикальной. Разметки должны быть быстросохнущими, ударопрочными, устойчивыми к погоде и свету, обладать высокой эластичностью и износостойкостью. А также - иметь длительные сроки службы и обеспечивать стойкость к химикатам, применяемым для борьбы со снегом и льдом.
Аналогичные меры запланированы, например, в Новосибирской области. Вдобавок, дорожную разметку и пешеходные переходы в этой области вскоре приведут в соответствие с новыми правилами дорожного движения, вступающими в действие во второй половине ноября 2010 г. Реализовывают такие меры ФГУ "Сибуправтодор" и областной "Центр обеспечения безопасности дорожного движения" (ГУП). Как заявил на недавнем совещании по этим вопросам в администрации области начальник областного управления ГИБДД Сергей Штельмах, по новым правилам, в частности, изменится принцип проезда пешеходных переходов. Точнее, водитель будет обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить переходящего или ступившего на проезжую часть пешехода. Кроме того, по словам С. Штельмаха, приоритет при движении по кольцевым развязкам изменится на обратный: сейчас он за выезжающим на круг, а с 21 ноября - за тем, кто уже находится на этом круге.
"Сибуправтодор" и другие участники облсовета по безопасности дорожного движения рекомендовали провести в ближайшие месяцы обследование улично-дорожной сети области на предмет ее соответствия новым требованиям и максимальному уровню безопасности движения. Речь идет, к примеру, об изменении знаков для организации кольцевого движения, о состоянии пешеходных переходов, обязательном наличии вертикальной разметки на опорах мостов и других дородных сооружений. Результаты обследования будут направлены главам муниципалитетов. При этом ФГУ "Сибуправтодор" поручено привести в соответствие знаковое хозяйство и дорожную разметку дорог области. А ГУП "Центр обеспечения безопасности дорожного движения" той же области займется изготовлением дорожных знаков, необходимых для организации движения по новым правилам.
Еще одна немаловажная задача - устранение колейности на основных магистралях.
Сейчас активно разрабатываются и экспериментально применяются технологии, обеспечивающие, при минимальной материалоемкости и трудозатратах, высокую долговечность дорожных покрытий и сокращение колейности. Причем наиболее эффективный вариант такой технологии, апробированный во многих странах, - использование тонкослойных покрытий из асфальтобетонных и щебеночно-мастичных смесей.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", которая совместно реализуется сразу несколькими ведомствами, в том числе и дорожниками, основные федеральные трассы планируется оборудовать системами оказания помощи пострадавшим в ДТП. Речь, предположительно, идет о стационарных дорожных постах, оснащенных медицинским оборудованием и лекарственными препаратами. Это позволит спасателям оперативно реагировать на аварии и минимизировать их последствия.
Сегодня все чаще на федеральных трассах на месте перекрестков со светофорами, которые в часы пик часто переводились в "ждущий" режим, стали появляться новые многоуровневые развязки. Цель строительства подобных объектов, как говорят в Федеральном дорожном агентстве, не просто разгрузка существующих транспортных узлов, но и повышение безопасности движения на федеральных трассах. Ведь значительная доля аварий на шоссе происходит сегодня именно в зонах пересечения нескольких трасс, примыкания дополнительных дорог, населенных пунктах со светофорами. Новые развязки, в сочетании с надземными пешеходными переходами и защитными экранами, позволяют снижать процент аварийности на скоростных трассах.
Но даже там, где невозможно полностью отказаться от светофоров, работают над модернизацией существующей системы. Один из компонентов дорожной безопасности - светорегулирующие установки, отвечающие современному уровню интенсивности движения. В частности, обычные светофоры постепенно заменяют на светодиодные. По мнению Валерия Алещева, директора филиала ГОССМЭП МВД России по Иркутской области, "у лампового светофора светоотражение сравнительно слабое, водители видят его хуже в солнечную погоду. А светодиодный светофор хорошо видно в любую погоду на расстоянии до 100 метров. В дополнение на некоторых перекрестках появляются дополнительные устройства: пешеходные светофоры большей яркости и дополнительные стрелки-секции для автомобилей. Кроме того, на отдельных светофорных объектах устанавливаются "Табло обратного отсчета времени". Чтобы водители в самый последний момент, как это очень часто происходит, не только не вылетали на красный и желтый свет, но и точно, заблаговременно знали, сколько секунд им еще разрешено движение.
На сегодняшний день статистика ДТП остается неутешительной. Причиной происшествий все чаще становится пренебрежение к правилам дорожного движения. Сегодня все меньше аварий происходит по причине некачественных дорог или отсутствия элементов безопасности на основных федеральных трассах. Остается надеяться, что программы по повышению безопасности, которые реализует Федеральное дорожное агентство, вместе с мерами, принимаемыми другими ведомствами, будут неуклонно сокращать количество ДТП на дорогах.