18.10.2010 00:40
Экономика

В Роспотребнадзоре удвоилось количество жалоб на антисанитарию на вокзалах

Вокзалы сдали туалеты в аренду, и никому нет дела, что об этом думают пассажиры
Текст:  Ольга Игнатова Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №235 (5314)
Читать на сайте RG.RU

С начала года вдвое увеличилось количество жалоб на неудовлетворительное содержание вокзального пассажирского комплекса и подвижного состава. Такие данные приводит управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. Чаще всего люди жалуются на антисанитарию в вокзальных сортирах.

Корреспонденты "РГ" и отправились посмотреть, в каких условиях оказывается пассажир, отправляясь в дорогу из самой белокаменной.

...Туалет в зале ожидания Казанского вокзала. Похоже, за последние лет 15 он ни разу не ремонтировался. Вместо цивильных унитазов - ветхие кабинки с дырками посередине. Найти его нетрудно - по запаху. У входа висит один на всех рулон туалетной бумаги. А цена за вход - ого-го, 20 рублей!

На Савеловском вокзале не лучше. Плата - те же 20 рублей за сортир в подвале, где на полу часто стоит вода. О ремонте и здесь только мечтают. Правда, есть здесь еще и бесплатный туалет, и довольно приличный - на втором этаже. Но работает он лишь с 10.00 до 20.00, да еще и с технологическими перерывами по пятнадцать минут каждый час. К тому же о его существовании мало кто знает, так как заветных букв "М" и "Ж" нет ни на одном указателе. Для тех, кто захочет воспользоваться этой информацией: при входе здесь нужно предъявить билет на электричку. Выбросили в урну? Не заморачивайтесь, у турникетов их набросано полно. Это подсказала нам сердобольная работница вокзала.

В туалете на Курском вокзале есть даже дорожки для инвалидов под углом 45 градусов. Только людям с ограниченными возможностями попасть туда все равно проблематично, так как почему-то забыли сделать поручни. Нормальные унитазы, полы и стены отделаны кафелем. Но пахнет и здесь невыносимо. Поэтому постоянные пассажиры пригородных электричек предпочитают пользоваться общественной уборной, расположенной на привокзальной площади. Этот клозет построен был еще в XIX веке, и в нем намного опрятнее.

А самые лучшие туалеты мы нашли на Ленинградском и Белорусском вокзалах. Чисто, свежо и просторно. Но это скорее исключение, чем правило. Для большинства же пассажиров, прибывающих с разных концов нашей необъятной страны, столица предстает далеко не с парадной стороны.

- Вокзальные туалеты отданы в аренду коммерческим организациям, - объяснил представитель Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко. - Они и назначают цену, и отвечают за качество услуг. Договоры аренды у фирм, как правило, бессрочные. Ну а вся инфраструктура - наша. Ремонт всех коммуникаций, сантехники и канализации вокзальных туалетов мы планируем начать в будущем году. Постараемся сделать туалеты доступными и для инвалидов. Начнем модернизацию с Ленин градского, Савеловского и Павелецкого вокзалов. На это уйдет года два. Затем то же самое будет сделано и на остальных вокзалах. Начать работы можно было бы и раньше, но уж очень много надо согласований получить, вокзалы-то чаще всего - памятники архитектуры.

Модернизация, конечно, дело хорошее. Только и реконструированный туалет надо просто почаще мыть. Арендаторы же вопреки своим обязанностям не следят за чистотой и порядком. "Существуют санитарные правила по пассажирским перевозкам, - говорит начальник управления Рос потребнадзора по железнодорожному транспорту Юрий Каськов. - И в них есть регламент содержания стационарных вокзальных помещений, в котором прописано, кто и сколько раз должен их убирать. Ответственность - на балансосодержателе или том юридическом лице, которому помещение передано по договору аренды. Согласно федеральному законодательству мы имеем право проверять общественные вокзальные туалеты раз в три года. Внеплановые проверки проводятся по жалобам от населения. За нынешний год их поступило 40. В ответ на каждую проверяем, выявляем нарушения, арендаторы их, как правило, быстро устраняют. А дальше все идет по-прежнему. До новой жалобы и новой проверки".

По мнению представителя санитарного ведомства, изменить ситуацию способна лишь прямая заинтересованность РЖД. "В свое время железные дороги пошли по пути децентрализации, началось дробление на подведомственные организации и структуры, часть имущественного комплекса была сдана в аренду, - поясняет Каськов. - Думаю, что такая мощная структура, как РЖД, наоборот, должна сосредоточить все в своих руках. Тогда будет и порядок, и ответственность. А для арендаторов главное что? Прибыль!" Похоже, что и для железнодорожников важнее всего доходы. Платят коммерсанты арендную плату, и ладно. А то, что такое обслуживание пассажиров просто позорит не только Москву, но и всю страну, им, видимо, до лампочки.

А как у них

В Венеции билет в туалет можно приобрести через Интернет. Такая форма оплаты более выгодна, чем традиционная. Так, если стоимость абонемента на 2 посещения городской уборной при оплате на месте стоит 3 евро, то при покупке в Сети та же карта обойдется на 1 евро дешевле. В Нью-Йорке справить нужду можно и за более демократичную плату. Там вход в уборные стоит всего 25 центов. А вот знатоки Лондона и вовсе могут посещать общественные туалеты бесплатно. Только нужно заранее узнать часы их работы, чтобы не попасть в затруднительное положение.

Железные дороги Москва Столица