19.10.2010 00:47
Экономика

В 2011 году дефицит бюджета планируется в объеме 1,8 триллиона рублей

Российская Бизнес-газета - : №39 (772)
Читать на сайте RG.RU

Завтра Госдума планирует рассмотреть в первом чтении закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". В 2011 году доходы бюджета планируются в объеме 8,844 трлн руб., расходная часть - 10,66 трлн руб., дефицит - 1,8 трлн руб. (3,6% ВВП). В расчетах параметров ФБ заложена инфляция 6-7% в 2011 году, 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% в 2013 году и цена на нефть $75 за баррель. Отрадно, что в бюджете-2011 запланированы субсидии субъектам РФ (ежегодно до 5 млрд рублей) на подготовку крайне дефицитных в регионах рабочих кадров. Увеличены госинвестиции по статье "национальная экономика", включая малый бизнес и с/х.

В то же время запланировано снижение расходов по статьям "социальная политика" (снижение на 11,3%) и ЖКХ (снижение на 3%). В итоге вконец запущенное ЖКХ в регионах вновь финансируется из ФБ по остаточному принципу. Причем снижение финансирования ЖКХ будет продолжено в 2012 г. (относительно 2011 г. на 56,4%) и в 2013 г. (на 16,5%). В бюджете запланировано также уменьшение межбюджетных трансфертов общего характера с 575,6 млрд руб. в 2010 г. до 569,8 млрд руб. в 2011 г. Снижение в номинальном исчислении составляет 1%, а с учетом плановой инфляции в реальном исчислении - 7-8%.

Плановое снижение межбюджетных трансфертов уже аукнулось на городских жителях в регионах. Законодательные собрания и думы городов в разы повышают ставки местных налогов, пытаясь закрыть текущие и будущие бюджетные прорехи. Так, например, в Воронеже гордума 13.10.2010 г. спешно утвердила корректировки местного налогового законодательства. Для участков земли под предприятиями и пунктами приема неметаллических отходов налоговая ставка выросла с 0,3% до 1,5% (в 5 раз). Для предприятий торговли, общепита и коммунального хозяйства - с 0,85% до 1,1%. В 1,5-2 раза, в зависимости от стоимости объекта, увеличилась ставка налога на имущество для физлиц. А для участков под гаражами ставка увеличивается с 0,02% до 0,1% от их кадастровой стоимости, т.е. в 5 раз.

Загнанные в бюджетный угол города, которым оставляют всего 20-25% налогов с их территорий, вынуждены в разы по примеру богатых развитых стран поднимать местные налоги, но добром это не кончится. Не тут надо искать деньги для наполнения бюджетов городских округов и МО, а в увеличении доли городов и МО в совокупных налогах, собираемых с их территории. Собственно, существуют два основных источника наполнения ФБ РФ - налоги с территорий крупных и средних городов и нефтегазовые доходы плюс доходы других добывающих отраслей. Городам оставляют 20-25% от налогов, собираемых с их территорий, остальные налоги уходят в ФБ и бюджеты субъектов РФ. В результате в бедственном состоянии находятся и инфраструктура городов, и основные фонды добывающих отраслей, износ которых, по данным Росстата, на конец 2008 года составляет 50,9%.

ЮРИЙ КОРЧАГИН,

ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ИССЛЕДОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Федеральный бюджет