Россия должна как можно быстрее заявить о себе как о "зеленой" конгресс-площадке, тем самым она станет частью мирового тренда. К такому мнению пришли участники международной конференции M.I.C.E-2010, состоявшейся в Екатеринбурге.
По словам экспертов, особенно большой спрос на экомероприятия наблюдается среди иностранцев.
Сегодня 80% европейцев уже отдают предпочтение "зеленым" товарам и услугам. ООН прогнозирует, что к 2020 году объем этого рынка достигнет 2,7 трлн долларов. В Швеции, к примеру, в настоящее время действует более 100 экоотелей, в Норвегии - 50, Финляндии - 20. Для наиболее притязательных посетителей предлагаются номера из песка, глины, на деревьях, вырезанные в скалах.
- В России это направление индустрии встреч пока в зачаточном состоянии, хотя многое уже делается. Просто у наших отелей не принято так себя позиционировать, - констатирует Наталья Галечьян, руководитель проекта "Экогостиница" Санкт-Петербургского экологического союза.
Между тем, по мнению Татьяны Баклановой, директора BtG Event Solutions, пакет "зеленых" мероприятий может организовать практически любой российский отель. Достаточно предложить гостям экокарандаши и блокноты из переработанной бумаги, владельцам гибридных автомобилей - бесплатное место на парковке, а изнывающим от жажды - не бутилированную воду, а из кулера. При приготовлении пищи лучше использовать продукты местного производства без ГМО или со специальной эко-маркировкой. Кроме того, придется отказаться от использования одноразовой посуды, токсичных моющих веществ. Да и само меню лучше не печатать, а написать мелом на грифельной доске или вывести на экран LCD-монитора. Самый экстравагантный и дешевый вариант - презентация блюд лично шеф-поваром.
Главное - не забывать информировать гостей об экостатусе отеля, разумеется, в доступной форме. Большинству из них мало что скажут киловатты или гигакалории, а вот то, что на сэкономленное количество электроэнергии и воды можно сварить 5900 чашек кофе или наполнить 24 олимпийских бассейна - вполне зримый образ.
Во многом продвижению эко-бизнеса в России мешает предвзятость аудитории: считается, что найти клиента для "зеленого" мероприятия очень сложно. К тому же это дорого и требует много организационных усилий.
- Экомероприятие - это не только модно, современно, социально ответственно, но и экономически выгодно. Сети "Хилтон", позиционирующей себя как эко-сеть, удается экономить на "зеленых технологиях" до 10-20% в год, в среднем выбросы углекислого газа (в расчете на одного человека) сокращаются на 15 кг в месяц, расход воды - на 35 литров, образование ТБО - на 1 килограмм. В Копенгагене в 2009 году был открыт отель, где уровень экономии самый высокий в мире - 90%, он достигается за счет использования в качестве обогрева грунтовых вод и солнечной батареи во весь фасад, - возражает Татьяна Бакланова.
Самый затратный элемент экомоды - внедрение ресурсосберегающих технологий и управление отходами, поскольку индустрия гостеприимства занимает третье место в мире по количеству мусора, остающегося от жизнедеятельности отелей.
По словам Татьяны Баклановой, сегодня в Санкт-Петербурге около 80 отелей применяют "зеленые" технологии, уже есть первые положительные результаты, в частности, одной крупной гостинице удается экономить порядка 100 тысяч рублей в квартал на вывозе мусора. Более того, она получает денежную премию за сдачу ТБО на переработку. Правда, и тут не обходится без проблем: для переработчиков минимальная партия - 1,5 тонны, а у отелей просто нет такого количества свободных площадей, где можно "копить" мусор до необходимой массы. Многим приходится покупать пресс-машины, но это принципиально не влияет на общую картину.