19.10.2010 00:10
Экономика

Наталья Зубаревич: В России мало регионов, способных притягивать реальных инвесторов

В России мало территорий, способных заинтересовать реальных инвесторов
Текст:  Наталья Зубаревич (директор региональной программы независимого Института социальной политики)
Российская Бизнес-газета - : №39 (772)
Читать на сайте RG.RU

В основу мониторинга "Инвестиции в регионах" взяты показатели за 1-е полугодие 2010 года или июль этого года.

Анализ показал, что с апреля текущего года рост промышленного производства в целом по России практически прекратился. В первой половине 2010 года объем промышленного производства в среднем по РФ был все еще на 6% ниже аналогичного периода 2008 года (на 15% ниже, по сравнению с первым полугодием 2009-го ). В регионах с развитой промышленностью преодолели кризисный спад менее 20. Реальные лидеры роста - регионы, которые еще до кризиса были привлекательными для инвесторов (Калужская, Белгородская, Калининградская область) и регионы с новыми месторождениями нефти (Ненецкий АО, Сахалин, Якутия и др.).

К переченю регионов, в которых сильный спад промышленности преодолевается медленно, относятся прежде всего федеральные города. В Москве промышленное производство продолжало сокращаться и в 2010 году, кризис ускорил деиндустриализацию столицы. Медленно выходят из кризисного спада регионы с давней депрессивностью (Костромская, Курганская, Ивановская области, Забайкальский край) или с высокой долей неконкурентоспособного машиностроения в отраслевой структуре экономики (Чувашия, Нижегородская, Самарская, Ярославская области и др.). Замедлился восстановительный рост металлургических регионов (Челябинская, Свердловская, Вологодская, Липецкая области), с трудом выходит из сильнейшего кризисного спада Новгородская область, производящая минеральные удобрения. На юге более сильный спад сохранился в индустриальной Волгоградской области, динамика Чечни не показательна из-за малых объемов производства, как и динамика некоторых восточных регионов (Республики Алтай и Еврейской авт. области).

По федеральным округам картина не изменилась - лидером роста остается сырьевой Дальний Восток, а самые медленные темпы восстановления сохраняются в Поволжье, на Урале и в Центре.

По инвестициям результат еще менее вдохновляющий - роста инвестиций нет. В первой половине 2009 года они снизились на 19% по сравнению с первой половиной 2008-го, а в первой половине 2010-го оставались почти на том же уровне (-18%). Без роста инвестиций устойчивого экономического роста не бывает, Россия подтверждает эту истину.

Только в 25 регионах реальный объем инвестиций вырос по сравнению с первой половиной 2008 года. Максимальный рост демонстрировали регионы, политически приоритетные для федеральных властей: Чечня (рост почти в 4 раза) и Ингушетия (на 50%), а также Приморский край с готовящимся саммитом АТЭС (в 2,5 раза) и Краснодарский край с Олимпиадой (на треть). Выросли инвестиции и в регионы с новыми месторождениями нефти в Восточной Сибири и на Севере (Красноярский край, Республика Коми), со строящимися нефтепроводами для транзита нефти на восток (Хабаровский край и др.). В основном это инвестиции компаний, контролируемых государством. Однако нефть и политика - недостаточные основания для устойчивого экономического роста.

В России мало регионов, которые способны притягивать реальных инвесторов и благодаря этому компенсировать кризисный спад. Это Ленинградская область с выгодным географическим положением, Калужская область с более благоприятным инвестиционным климатом и близостью к огромному столичному рынку сбыта. В остальных регионах с позитивной динамикой, в том числе областях Центра, Дальнего Востока, некоторых слаборазвитых республиках, повышенные темпы роста инвестиций объясняются низкой базой.

Структура инвестиции подтверждает, что среди "чемпионов" роста - в основном регионы с высокой долей инвестиций за счет средств бюджетов. Это Чечня, Ингушетия, Приморский край и др., в которых эта доля доминирует в общем объеме инвестиций либо сильно выросла. В основном это инвестиции из федерального бюджета, так как кризис изменил пропорции. В кризисный период соотношение инвестиций из бюджетов двух уровней почти сравнялось (7 и 8% в первом полугодии 2010 г.).

Инвестиции