19.10.2010 00:03
Экономика

Алексей Амелькин: О перспективах кабельного ТВ в России

Сети кабельного телевидения уже опутали крупные и средние города России
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №39 (772)
Читать на сайте RG.RU

К концу 2010 г. к платному телевидению будут подключены 16,3 млн российских домохозяйств, что на 13% больше, чем в прошлом году, подсчитали аналитики компании J'son & Partners. Объем рынка платного ТВ в России по итогам 2010 г. составит 940 млн долл., что на 14% больше, чем в 2009 г. Основную долю рынка платного телевидения занимает кабельное ТВ - 65%. О том, каковы перспективы кабельного ТВ в России, наш корреспондент попросил рассказать президента Ассоциации операторов кабельного телевидения "МАКАТЕЛ" Алексея Амелькина.

- Насколько развито в России кабельное ТВ?

- С начала нулевых произошел резкий рост кабельного телевидения в России, и сейчас кабельные сети обеспечивают телеканалами до 85-90 % населения в крупных и средних городах. Малые города пока не сильно интересуют крупные холдинги, и кабельные сети в них строятся и развиваются в основном местными кабельщиками. Сети в поселках и селах скорее исключение, чем правило. В общем, практически везде, где кабельные сети было экономически выгодно построить, они уже существуют, и сейчас, можно сказать, подбираются остатки, причем часто не ради конкретной выгоды, а скорее ради того, чтобы застолбить место на рынке. Имеет место также скупка независимых средних и малых кабельных операторов крупными федеральными операторами.

- Какую картину мы увидим, если сравнить с тем, что имеется на Западе?

- Западные рынки кабельного телевидения достаточно сильно монополизированы по сравнению с нашим. В некоторых странах на рынке остались один-два оператора. Технологически мы, в общем, не отстаем. У нас используется такое же оборудование, но в развитых странах больше каналов, больше дополнительных услуг - HD-каналы, видео по запросу и т.д. Вообще развитие кабельного телевидения на Западе и у нас происходит немного по-разному: на Западе эфирное телевидение сильно проигрывает кабельному в качестве контента, а у нас оно, я бы сказал, просто роскошное. У нас "кабель" и стоит дешевле. Низкие цены обусловлены как историческими причинами - люди просто не привыкли платить за телевидение, - так и действиями игроков на рынке: часто конкуренция ведется только за счет цены услуги, что порождает так называемые "ценовые войны", а ряд операторов являются откровенными дискаунтерами. Несмотря на то, что низкие цены радуют абонентов, они на самом деле являются тормозом отрасли.

- Каковы преимущества кабельного ТВ перед эфирным?

- Начнем с того, что кабельное телевидение предоставляет абоненту большее количество каналов. Даже когда эфир будет отцифрован, это преимущество останется. Тут мы больше конкурируем со спутниковыми операторами. В кабельном телевидении развиваются и другие услуги, многие операторы предоставляют Интернет и телефонию.

Эфирное телевидение пока остается аналоговым - цифровое только начало развиваться. Аналоговый эфир, к сожалению, сильно подвержен помехам, и все эти помехи видны на экранах. Кабельные операторы стараются использовать только качественные сигналы, преимущественно спутниковые, в крупных городах многие компании организуют кабельное присоединение к сигналам телеканалов или к Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС). Иногда даже возникают конфликты между кабельными операторами и телеканалами, так как телеканалы предписывают брать сигнал с эфира часто у своего местного эфирного партнера, а качество такого сигнала бывает таким низким, что транслировать сигнал в сеть нельзя. С развитием цифрового эфирного ТВ эта проблема в какой-то степени уйдет.

Цифровое телевидение непосредственно в кабеле позволяет выйти на новый уровень качества и количества услуг. Цифровое телевидение - это более высокое качество картинки, это дополнительные услуги и удобства для абонента: большое количество каналов (аналоговое теоретически не позволяет передавать более 99 каналов, а практически - более 80), пакетирование каналов, EPG - электронная телепрограмма на экране, а переход на телевидение высокой четкости без цифры вообще не возможен. Слабым местом кабельщиков была и остается распределительная сеть, особенно домовая.

- Кто в России занимается кабельным ТВ? Какова расстановка сил на рынке?

- Изначально кабельным телевидением занимались энтузиасты: часто руководитель организации сам же был и техническим специалистом, сам крутил антенны, сам ремонтировал кабельную сеть. Сейчас такого становится все меньше и наблюдается разве что у совсем небольших кабельных операторов, то есть кабельное телевидение стало именно бизнесом, а не увлечением отдельных людей. С недавних пор кабельным телевидением занимается и крупный бизнес, и сейчас уже рынок в крупных городах поделен между несколькими федеральными операторами. Также в кабельное телевидение стали приходить операторы связи - телефонисты, интернетчики.

- Предполагается, что только центральные каналы будут бесплатными, за остальные придется платить. Как это отразится на кабельном ТВ?

- Операторы связи, оказывающие услуги кабельного телевидения, имеют право брать деньги не только за трансляцию каналов, но также и за обслуживание, и за доступ к сети связи. По этому поводу мы еще год назад после появления известного указа президента РФ обращались в минкомсвязь. У нас много претензий к последним изменениям в Закон "О связи", где была узаконена якобы "бесплатность" ряда каналов. Надо сказать, что эти каналы и ранее доставлялись до абонента бесплатно, но любое технически сложное сооружение, которым, в частности, являются сети кабельного телевидения, требует содержания, обслуживания и развития. И за это деньги мы будем брать всегда. Абоненты преимущественно пользуются самыми дешевыми социальными пакетами, куда входят "бесплатные" каналы, которые и приносят основной доход. Нам не понятно, почему РТРС государство будет оплачивать услуги связи, а мы должны доставлять телеканалы до абонента за свой счет?

- Какими законодательными актами руководствуются сейчас операторы кабельного ТВ в своей деятельности? И нужно ли менять законодательство, чтобы дать "кабелю" импульс к развитию?

- Основным законом для нас является Закон "О связи", а также выпущенные под него постановления правительства и приказы минкомсвязи. К сожалению, законодательство часто противоречит само себе и другим нормативным актам, в частности Гражданскому кодексу РФ, много требований надуманно и бессмысленно, а часть требований безнадежно устарели. До сих пор сохраняется бессмысленное требование указывать в вещательных лицензиях конкретные частотные каналы в каждой кабельной сети каждого города. Жесткая попытка Роскомнадзора заставить выполнять эти требования породило просто массу никому не нужной бумажной работы: выдача и изменения лицензий стала производиться очень долго, при этом до сих пор якобы из-за отсутствия необходимой нормативной базы не выдаются лицензии на цифровое вещание в кабеле, то есть цифра в кабеле, несмотря на явную казалось бы парадоксальность данного заявления, до сих пор вне закона. Я надеюсь, что сейчас, после вступления в силу изменений в Закон "О связи", ситуация изменится к лучшему. Есть проблемы и с РАО и ВОИС по поводу отчислений за авторские и смежные права - операторы никак с этим не согласны, так как не являются составителями программ и сами не используют авторские произведения, даже если перепродают каналы по лицензионным договорам. Также крайне необходимо ратифицировать наконец Конвенцию о трансграничном телевидении, чтобы ликвидировать существующую информационную границу между Россией и Европой. Похоже, Конвенция не ратифицируется потому, что в случае ее принятия будет резко ограничена реклама на эфирных телеканалах.

- Каковы перспективы кабельного ТВ в России в ближайшие пять лет?

- Я думаю, рынок продолжит рост, но он уже не будет таким стремительным - практически все существенное уже охвачено и поделено, поэтому, возможно, крупные операторы начнут скупать сети и в малых городах. Впрочем, выгодная продажа бизнеса - это тоже хороший результат для предпринимателя.

Однако стоит ждать и усиления конкуренции, так как на рынке продолжают появляться новые игроки, в основном за счет тех компаний, которые до этого занимались другими услугами связи, и в основном это будет происходить за счет развития IPTV. На самом деле в перспективе все идет к тому, что кабельное ТВ становится приложением к широкополосному доступу, хотя изначально все было наоборот. Сейчас активный зритель массово мигрирует в Интернет, где интерактивность в разы больше, чем даже в изначально интерактивной услуге IPTV. К сожалению, уже не будет массового прибавления малых и средних операторов, так как сейчас начать подобный бизнес с нуля почти невозможно, да и, я бы сказал, уже некому. Доходность за счет абонентов из-за роста конкуренции на рынке и "ценовых войн", увы, пока только падает и, видимо, будет падать и дальше.

Структура российского рынка платного телевидения по технологии организации вещания

Бизнес