Еще недавно одними из главных загрязнителей Балтийского моря считались российские прибрежные территории. Сегодня финские экологи признают: Петербург больше не создает проблем Балтике. Что произошло? Об этом мы спросили генерального директора ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", президента Национального союза водоканалов Феликса КАРМАЗИНОВА.
- Этим летом Петербургу удалось сломать стереотипы. Впервые за последние годы ведущая финская газета "Хельсингин Саномат" отметила - причем дважды - успехи, которых достиг Петербург в области очистки своих сточных вод от азота и фосфора. Если сравнивать ситуацию с очисткой сточных вод в Петербурге лет двадцать назад и теперь - что бы вы особенно выделили?
- Это примерно то же самое, что сравнивать первый автомобиль, сошедший с фордовского конвейера, с BMW последней модели. Прежде всего хочу напомнить - до 1978 года в тогда еще Ленинграде очистки сточных вод не было в принципе. В городе не существовало канализационных очистных сооружений. Все свои стоки - а это около 3,2 млн кубометров в сутки - Ленинград тогда напрямую сбрасывал в водоемы. В Неву, в Финский залив... То есть уровень очистки составлял 0%.
Сегодня мы очищаем около 92% всех стоков. А к концу года перешагнем через 93-процентный рубеж.
Однако мы не просто наращивали мощности очистных сооружений. Мы большое внимание уделяли оптимизации потребления воды жителями и промышленными предприятиями Петербурга. Еще два десятка лет назад среднестатистический горожанин в сутки использовал около 350 литров воды. Сейчас - уже меньше 200 литров. И мы уверены, что выйти в будущем на 150-160 литров в сутки - вполне реальная задача.
Это важно, потому что, сокращая потребление воды, город тем самым снижает нагрузку на Балтийское море.
Еще один принципиальный момент. Сегодня уже мало очищать сточные воды традиционными методами. Необходимо делать это в соответствии со всеми рекомендациями Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря, ХЕЛКОМ. Эти рекомендации касаются прежде всего содержания азота и фосфора в очищенных стоках. И мы эти рекомендации сегодня выполняем.
- А почему такое внимание уделяется именно азоту и фосфору?
Вы про сине-зеленые водоросли слышали? Так вот: чем больше в воду попадает азота и фосфора - тем активнее цветут сине-зеленые водоросли. Этот процесс называется эвтрофикация. Сине-зеленые водоросли поглощают из воды кислород, и его просто не хватает остальным обитателям моря. В результате море постепенно умирает.
Поэтому действительно показатели по содержанию азота и фосфора - одни из самых важных. Сейчас Хельсинкская комиссия ужесточила свои рекомендации: речь идет о том, чтобы содержание азота в очищенных стоках не превышало 8 мг/л, фосфора - 0,5 мг/л. На части очистных сооружений Петербурга эти рекомендации уже выполняются - например, на Юго-Западных очистных сооружениях. А в следующем году эти показатели будут обес печены на всех наших канализационных очистных сооружениях.
- И каковы результаты?
- Наши финские коллеги отметили: этим летом в восточной части Балтийского моря (а это как раз "зона ответственности" Петербурга) сине-зеленых водорослей было гораздо меньше.
В конце августа в Хельсинки прошло первое заседание Клуба друзей Балтийского моря, на котором председатель правления фонда им. Джона Нурминена (это такой известный в Финляндии фонд, оказывающий поддержку экологическим проектам) Юха Нурминен рассказал, что этим летом его дети впервые за многие годы смогли купаться в Балтике.
Это результат достаточно долгой и непростой работы, которую петербургский Водоканал при поддержке правительств России и города проводил вместе с финскими коллегами. Собственно, раньше мы даже не задумывались, что сточные воды надо очищать еще от азота и фосфора. Но потом был масштабный совместный проект по завершению строительства Юго-Западных очистных сооружений, при реализации которого впервые в России был применен механизм государственно-частного партнерства и который по сей день остается, пожалуй, образцом международного сотрудничества. Тогда, в 2005 году, мы по сути заложили фундамент создания российско-финской школы по удалению фосфора из сточных вод. Мы внедрили эту технологию глубокого удаления биогенов на других очистных сооружениях Петербурга. И сегодня мы можем честно смотреть в глаза жителям Хельсинки: Петербург больше не отравляет Балтийское мое.
Кстати, по итогам заседания Клуба друзей Балтийского моря были опубликованы две статьи в газете "Хельсингин Саномат". И журналист, в частности, приводит такие слова руководителя проекта по борьбе с эвтрофикацией из фонда им. Джона Нурминена Марьюкки Порвари: "Финнам теперь надо учиться у Санкт-Петербурга". Наши коллеги признают, что петербургские очистные сооружения сегодня работают лучше, чем некоторые финские.
В министерстве окружающей среды Финляндии - министр Паула Лехтомяки тоже участвовала в первом заседании Клуба друзей Балтийского моря - также отмечают, что в Петербурге уровень очистки сточных вод соответствует рекомендациям ХЕЛКОМ.
- Проявляют другие регионы интерес к опыту Санкт-Петербургского Водоканала?
- В последнее время в Водоканал поступает все больше обращений из самых разных городов - с просьбами организовать семинары, провести обучение. Наш опыт действительно востребован. Это новый подход и к вопросу очистки сточных вод, и к охране окружающей среды в целом.
- То есть можно констатировать, что в Петербурге сделано уже все для очистки сточных вод?
- Никогда нельзя считать, что сделано все. Потому что это значит остановиться в развитии. Внедряя технологию глубокого удаления биогенов, мы начинали с крупных очистных сооружений, где можно обеспечить максимальный эффект. Сегодня мы занимаемся модернизацией малых канализационных очистных сооружений.
Параллельно продолжаем обучать персонал. Ведь мало найти технологию, закупить оборудование - без людей, которые способны работать на этом оборудовании, применять эту технологию, успеха не будет.
И, конечно, нам предстоит завершить масштабный проект, связанный со строительством продолжения Главного канализационного коллектора северной части Петербурга. Этот объект только называется коллектором, на самом деле это - комплекс сложных инженерных сооружений: здесь и две нити тоннелей диаметром 4 м и длиной 12,2 км каждая, проложенные на глубине 40-90 метров, и десятки шахт, и километры микротоннелей, и современное технологическое оснащение... Так вот, на коллектор мы переключаем еще оставшиеся прямые выпуски сточных вод. Первый этап завершили в 2008 году, второй - в 2009 году. В декабре нынешнего года переключим еще несколько выпусков, это будет третий этап. И до конца 2011 года процесс переключения будет завершен. Это позволит нам обеспечить очистку 95% всех сточных вод Петербурга. Для мегаполиса это очень серьезный показатель.
Но и на этом мы не ставим точку. До 2015 года Водоканал намерен выйти на уровень очистки в 98%.
Кстати, после появления статей в "Хельсингин Саномат" нам в Водоканал стали приходить письма от жителей Хельсинки. Люди благодарят нас за заботу о Балтике, за повышение уровня очистки сточных вод. А автор одного из писем, Мартин Микос, в конце написал: "Надеюсь, у вас найдутся ресурсы, чтобы по возможности довести данный результат до 100%". Так что - будем стараться.
А вообще-то у этой работы есть начало, но нет конца. Наша задача - возродить Балтийское море. Чтобы следующие поколения смогли жить на берегах по-настоящему чистой Балтики.