Неладно что-то в бельгийском королевстве. Спустя четыре месяца с момента проведения парламентских выборов страна остается без федерального правительства. И сколько она пробудет в таком состоянии - не знает никто.
Политические партии Фландрии и Валлонии не могут прийти к соглашению относительно будущего государственного устройства Бельгии. В условиях, когда нет согласия, а точнее даже желания найти общие точки соприкосновения, формирование правительственной коалиции на данный момент не представляется возможным.
Одержавшая в ходе парламентских выборов победу партия "Новый фламандский альянс", возглавляемая Бартом Де Вевером, выступающая за полную автономизацию Фландрии, не намерена идти на уступки франкофонам в любых, даже самых второстепенных вопросах. Франкофонные политические силы, и прежде всего Cоциалистическая партия, набравшая наибольшее число голосов во франкоязычной части страны, со своей стороны не могут позволить себе согласиться с требованиями фламандцев, так как это автоматически будет являться свидетельством их политической слабости.
Одним из наиболее критических моментов стало обсуждение вопроса о пересмотре закона по финансированию регионов. Фламандцы настаивают на получении для себя полной налоговой автономии, что освободит их от значительных выплат в федеральный бюджет. Естественно, что франкофоны с такой постановкой вопроса не согласны, так как сразу лишаются масштабных вливаний в свою социальную систему из федерального бюджета. В условиях, когда Валлония и так переживает далеко не лучшие в экономическом плане времена, такое сокращение финансирования и дотаций может иметь самые негативные последствия для жителей региона.
По всем признакам межпартийный переговорный процесс зашел в тупик. Представитель фламандских христиан-демократов, партии, ранее находившейся у власти, Эрик Ван Ромпей, брат председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпея, пессимистично охарактеризовал текущее положение дел в Бельгии: "Бельгия находится в коме. Пациент в состоянии клинической смерти".
Бельгийский королевский двор, традиционно выступающий в качестве основной консолидирующей силы, сегодня уже не обладает необходимыми рычагами, способными заставить фламандцев и валлонов договориться о чем-либо. Длившийся почти четыре месяца переговорный процесс в поисках консенсуса и определения дальнейших путей развития бельгийской государственности не принес никаких положительных результатов. Политические партии, претендующие на формирование правительственной коалиции, а их всего семь, не смогли ни о чем договориться. Усилия и Барта Де Вевера и лидера франкофонных социалистов Элио Ди Рупо, каждого из которых король Альберт II поочередно назначал ответственным за формирование правительства, оказались тщетными.
И вот с начала текущей недели по распоряжению короля Альберта II лидер "Нового фламандского альянса" Барт Де Вевер вновь занял место центральной политической фигуры в стране. Однако теперь его специальная миссия заключается лишь в выяснении степени готовности политических партий продолжать коалиционные переговоры. О формировании правительства в ближнесрочной перспективе речь уже не идет.
Подавший в отставку в самом начале политического кризиса Ив Летерм, возглавляющий до сих пор временное правительство, еще в 2006 году, будучи премьер-министром Фландрии, отмечал наличие слишком критических разногласий между франкофонами и нидерландофонами в Бельгии. Тогда его за слова о том, что "фламандцев и валлонов объединяют лишь король, сборная по футболу и некоторые сорта пива", подвергли серьезной критике. Но, как показывает текущая политическая ситуация, Ив Летерм был совсем недалек от истины. Сами фламандцы и валлоны постоянно подчеркивают, что живут не вместе, а по соседству друг с другом.
На фоне затянувшегося политического кризиса все четче начинают звучать голоса в под держку разделения Бельгии по языковому принципу. Помимо сепаратистски настроенных фламандцев, отстаивающих свое право быть полностью независимыми, среди франкофонов все больше растет уверенность в необходимости подготовки к разделу страны, поскольку перспективы договориться с фламандцами о будущем совместном проживании становятся более туманными.
В начале недели уже и лидер социалистов Элио Ди Рупо, ранее выступавший за сохранение единства Бельгии, вскользь упомянул о возможности раздела Бельгии на два независимых государства: Фландрию с одной стороны и Бельгию - с другой, которая включит в себя брюссельский регион и Валлонию. И такой сценарий уже не выглядит слишком сюрреалистичным.