20.10.2010 00:30
В мире

На французские улицы вышел "третий элемент"

На французские улицы вышел "третий элемент"
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Федеральный выпуск: №237 (5316)
Читать на сайте RG.RU

Ситуация во Франции выходит из-под контроля. Относительно мирные акции протеста за последние сутки переросли в ожесточенные столкновения молодежи с полицией.

Нечто подобное страна переживала несколько лет назад, когда беспорядки охватили так называемые "спальные" районы с высоким уровнем иммиграции и преступности.

Но теперь на "дыбы" встала вся Франция. Предложенный президентом Николя Саркози законопроект об изменении пенсионного возраста не оставил никого равнодушным. Как утверждает газета "Паризьен", 70 процентов французов поддерживают протестующих. Елисейский дворец не смог убедить население, что без реформы государственные финансы не выдержат нагрузки. И буквально через несколько лет правительству неизбежно придется снижать размер пенсий.

Вступив в борьбу за сохранение социальных гарантий, профсоюзы открыли "ящик Пандоры". Привыкшие к безбедному существованию французы не захотели разделять с правительством ответственность за будущее. А профсоюзы и левые партии получили отличную возможность провести мобилизацию своего электората.

Правые партии, напротив, пребывают в растерянности. Однако у них сохраняется надежда восстановить свои позиции, если в дело вмешается так называемый "третий элемент". Это различного рода радикальные, анархические движения, способные довести ситуацию до той точки кипения, при которой население потребует от Елисейского дворца навести порядок на улицах. И, похоже, этот сценарий начинает сбываться.

Возможно, расчетом именно на такое развитие событий объясняется сравнительно сдержанная реакция полиции на беспорядки. Во вторник тон на улицах задавала бунтующая молодежь. На северо-западе Франции сгорел колледж. Основная версия - умышленный поджог. Из 950 лицеев активисты радикальных движений заблокировали 550. Таковы данные лицейского союза. В Нантере примерно 200-250 молодых людей с закрытыми шарфами лицами разгромили центр города. Они поджигали автомобили, били витрины магазинов, переворачивали телефонные будки. В Лионе "мобильные группы" анархистов передвигались по городу, разрушая все на своем пути. В Лилле около 200 лицеистов уничтожали машины и бросали камни в полицию. Во многих городах вспыхнули пожары. При попытке пробиться к местам возгорания пожарные машины также нередко подвергались нападению со стороны радикалов.

Во вторник тотальный характер приобрела топливная блокада. Сформированный кабинетом министров штаб по борьбе с дефицитом горючего не пошел на силовые меры для изменения ситуации. В парижском аэропорту Орли отменена половина рейсов, в международном аэропорту Шарля де Голля - 30 процентов. Французские газеты опубликовали данные о движении железнодорожного транспорта. Средние цифры таковы: на линии не выходит примерно половина составов. Между руководством железных дорог и профсоюзами разгорелась война цифр. Первые с процентами в руках утверждают, что протестное движение идет на спад, вторые, напротив, уверены, что акции трудящихся набирают обороты.

Министр внутренних дел Брис Ортефе, выступая по телевидению, допустил оговорку, которая мгновенно стала известна всей Франции. Вместо того чтобы сказать "отпечатки пальцев", он публично заявил, что полиция берет "отпечатки гениталий" для поимки преступников. Но эта досадная, попавшая в эфир оплошность стала закономерным следствием того огромного давления, которое испытывают в последние дни правоохранительные органы.

С одной стороны, им приходится быть сдержанными в отношении демонстрантов - на этот счет существуют специальные инструкции. С другой - полиция остается единственной силой, способной не допустить сползания страны к полному хаосу.

"Саркози не Маргарет Тэтчер", - не устают подчеркивать в Елисейском дворце. В то же время глава государства держит удар, отказавшись вступить в полемику с профсоюзами. Его позиция: два ключевых положения реформы - повышение минимального пенсионного возраста с 60 до 62 лет и изменение начала выплат государственной пенсии с 65 до 67 лет - никогда не станут предметом торга.

Радикализация акций протеста играет на руку правительству. Власти говорят о наличии в стране достаточного количества топлива - государственных резервов Франции хватит на 98 дней. Однако основная проблема - как доставить горючее с терминалов и нефтеперерабатывающих заводов на бензоколонки. По данным различных нефтяных компаний, примерно 2500 заправочных станций либо уже прекратили работу, либо сделают это в ближайшие часы. Впрочем, и здесь наблюдается привычная война цифр. Так, например, союз французских нефтепроизводителей утверждает: число неработающих заправок колеблется от 1000 до 1500. Источники в Елисейском дворце говорят о том, что "топливный вопрос" находится на постоянном контроле со стороны правительства.

Дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от результатов заседания сената, которое пройдет в среду. Верхней палате французского парламента предстоит обсудить законопроект о пенсионной реформе. Сенаторы от левых партий уже объявили, что прибегнут к максимально возможному количеству процессуальных уловок для того, чтобы оттянуть принятие документа. Если их план сработает, то финальное голосование пройдет не раньше субботы или воскресенья. В то время как депутаты от правящей партии, напротив, заинтересованы утвердить основные положения пенсионной реформы как можно скорее.

Но быстро расправиться с законопроектом сенаторам наверняка не удастся - в документ уже внесено 496 поправок. Кроме того, согласно процедуре по тем изменениям, которые будут приняты, потребуется создание согласительной комиссии для внесения поправок в текст. Это также небыстрая процедура.

Франция