20.10.2010 00:30
В мире

Глава Ирана ищет союзников перед ключевыми переговорами с "шестеркой"

Глава Ирана ищет союзников перед ключевыми переговорами с "шестеркой"
Текст:  Владислав Воробьев
Российская газета - Федеральный выпуск: №237 (5316)
Читать на сайте RG.RU

За последнюю неделю Иран резко активизировал свои внешнеполитические контакты. Правда, пока не очевидно, что Тегерану в итоге удастся вернуть себе статус геополитического тяжеловеса в глазах остальных участников предстоящих переговоров по иранской ядерной программе.

Когда месяц назад президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в рамках 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН прибыл в Нью-Йорк, большинство наблюдателей не могли не обратить внимание на то, что иранскому лидеру уже не под силу с ходу приковать к себе внимание всего мирового сообщества. Ему, конечно же, улыбались и пожимали руки, но при этом чувствовались человеческие барьеры и политическая изоляция.

В общем, вокруг Ахмадинежада, как выяснилось, осталось слишком мало тех, кто верит ему на слово и готов безоговорочно поддержать любую идею Тегерана. Для государства, которое в геополитическом плане претендует на роль как минимум региональной силы, такое отношение к ее лидеру настоящий провал.

А тут еще "шестерка" международных посредников по иранской ядерной программе проявила чудеса внутриколлективной толерантности и объявила, что не видит альтернативы дипломатическому диалогу. Но при этом дала понять: время безрезультативных встреч окончено. В переводе на недипломатический язык это означает: необходимо переходить к детальному обсуждению уже давно представленных предложений, так как старые иранские "козыри" "шестерку" больше не впечатляют, а новых у Ахмадинежада, видимо, нет.

Активизация внешнеполитических контактов Тегерана, очевидно, не что иное, как попытка набрать к себе в колоду новых "козырей". Впрочем, новыми их можно назвать с большой натяжкой. Тем не менее Тегеран явно старается успеть к сроку. А именно к 15 ноября. Во вторник официальный представитель дипломатической службы ЕС Дарен Эннис объявил, что на этот день запланировано возобновление переговоров между "шестеркой" и Ираном по его ядерной программе. Предположительно консультации растянутся на четыре дня и пройдут в Вене.

Что делает Тегеран для того, чтобы к 15 ноября предстать перед "шестеркой" в роли далеко не одинокого игрока? Так как новыми союзниками сейчас не просто трудно, а практически невозможно обзавестись, то иранское руководство, видимо, решило собрать полагающиеся им "проценты" со своих многолетних капиталовложений. В первую очередь речь идет о соседях Ирана.

Сначала 13 октября Ахмадинежад совершил визит в Ливан. Иранские и местные СМИ назвали его историческим. Западные же политики и журналисты в один голос окрестили ливанский вояж президента Ирана спланированной провокацией. Тем временем Ахмадинежад в открытую попытался разом подкупить миллиардными проектами практически всю политическую элиту Ливана. Подконтрольной ему "Хезболлы" иранскому президенту уже, видимо, недостаточно.

Затем 18 октября в Тегеран с кратким визитом прибыл иракский премьер Нури аль-Малики. На встрече с ним духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи практически открытым текстом предложил объединить свои усилия в борьбе с Вашингтоном. "Агрессорам не удастся навязать Ираку господство, - заявил иранский политик, добавив: - Всевышний в ближайшее время освободит иракцев от американского зла, что решит многие проблемы".

Затем 19 октября из Рима пришла новость о том, что делегат из Ирана впервые принял участие в международных переговорах вокруг ситуации в Афганистане. Американцы при этом не стали молчать и в своем комментарии подчеркнули: афганскими проблемами наконец заинтересовалась сторона, которая играет не последнюю роль в их создании. "Мы признаем, что Иран, имеющий протяженную и практически полностью открытую границу с Афганистаном и большие проблемы с наркотиками, должен внести свою лепту в процесс мирного урегулирования ситуации", - заявил спецпредставитель США в Афганистане Ричард Холбрук.

Впрочем, на этом внешнеполитический "козырной" запас иранского руководства фактически иссяк. С другой стороны, нет сомнений, что этот запас мог бы значительно обогатиться, если бы Тегеран перестал игнорировать достаточно взвешенные предложения "шестерки".

Иран