20.10.2010 00:07
Спорт

Юрий Исаев: Приоритетом в таком хозяйстве, как футбольный клуб, является команда

Президент популярного московского футбольного клуба Юрий Исаев о радостном, сокровенном и очень наболевшем
Текст:  Николай Долгополов Илья Соболев
Российская газета - Федеральный выпуск: №237 (5316)
Читать на сайте RG.RU

К слову, наш гость является также заместителем председателя одноименного старейшего спортобщества.

Напомним, что созданное еще в 1923-м "Динамо", осталось по существу единственным мощным спортивным обществом, сохранившимся после распада огромной страны. Но и забот у динамовцев - по горло. И все же разговор с нашим гостем мы начали, конечно, с футбола.

Российская газета: Раз уж встретились мы после двух побед национальной сборной, грех не спросить: как вам игра в исполнении подопечных Адвоката?

Юрий Исаев: Откровенно? Я на такие матчи эмоции стараюсь не расходовать, хватает поводов тратить нервные клетки на чисто динамовские темы. Главное в данном случае - результат. Можно спорить, был пенальти в игре с македонцами - не было, но пропустили бы, и второй мяч нам было бы забить очень сложно. Так что резюме такое - повезло.

РГ: Ясно, в какой топке сгорают нервные клетки президента ФК "Динамо". Перед стартом говорили о чемпионстве, судачили об успешных закупках футболистов, а пока - восьмое место.

Исаев: Говорят, у победы множество отцов, а поражение всегда сирота. Не стану прятаться за этой избитой фразой. Пусть ранжировать неудачи по приоритету - сложно, изложу так, как вижу ситуацию. И начну с непрофессионализма клубного менеджмента, к которому я отношу и себя.

РГ: Но вы-то только недавно заступили.

Исаев: Ну и что? Я же пришел на эту позицию как один из руководителей "Большого "Динамо", не с луны свалился и был погружен в определенной степени в футбольную проблематику. Сейчас вижу, было бы для меня проще прийти в клуб, не будучи вообще с футболом связанным. Может, меньше ошибок бы сделал, связанных именно с искаженным восприятием ситуации, которая виделась мне со стороны. Получал я некую дозированную информацию из клуба, и, к сожалению, часть общей картины составил для себя неправильно. Прежде всего, недооценил психологические, социальные, эмоциональные составляющие.

РГ: Надо обязательно видеть ситуацию изнутри?

Исаев: Надо жить этим и только этим. Вот базовый момент! Каким бы не был бизнес - футбольным или другим предприятием, существует он по общим законам: экономическим, физическим, человеческим. Вопрос - в процентном соотношении этих факторов. В жизни футбольного клуба экономическая составляющая не является на 100 процентов определяющей, как в существовании практически любого другого хозяйствующего субъекта. А я начинал с вопросов экономических, структурных, чтобы все правильно стояли по своим местам.

РГ: Делали, как учили...

Исаев: ... и быстро убедился, что приоритетом в таком хозяйстве, как футбольный клуб, является команда. Не только в смысле подбора игроков, но и привитого им командного духа. На примере нашего хоккейного "Динамо" мы видим, насколько важна сплоченность коллектива, объединенного общей целью. В ХК коллеги во главу угла ставят еще и идеологический вопрос.

РГ: Искренне полагаете, идеология по-прежнему важна?

Исаев: К нам приходят ребята, не только иностранцы, но и наши, россияне, для которых достижения "Динамо", его 11 побед в чемпионатах - вещи весьма абстрактные, непонятные. В курсе ли они, что здесь играл великий Лев Яшин, а сразу после войны динамовцы ездили в Англию, где побеждали сильнейшие британские клубы? А ведь это важнейший психологический фактор, клубный патриотизм. Сильны прежде всего те команды, которые умеют хранить свои знамена. Мальдини больше 20 лет играл за Милан и задал там такой уровень профессионализма и ответственности, который никому не позволял работать спустя рукава. Вот и нам необходимо поднимать планку отношения к делу и цветам клуба. Вопрос в том, насколько игроки к этому готовы.

РГ: Вы не завышаете требования? Иногда сталкиваемся и с журналистами, для которых имена - легенды типа Ларисы Латыниной или Григория Федотова говорят мало что.

Исаев: Так давайте об этом напомним. Я не за возрождение зам политов. Но не одни же финансы все решают.

РГ: А что будем делать с "Динамо", которое второй сезон доигрывает на чужом стадионе в Химках? Что происходит с родной ареной, поросшей бурьяном? Когда начнется ее реконструкция? Многие болельщики "бело-голубых" скучают по легендарному стадиону...

Исаев: Скажу откровенно. Если бы мы в тот момент не приняли решение о закрытии стадиона, то играли бы на нем и сейчас, и еще, наверное, долгие годы. Ведь если играем, то зачем напрягаться и строить что-то новое? При этом мало кто знает, в каком техническом состоянии находилась арена в последнее время. Ее ресурс был выработан, простые ремонтные работы проблему не решали. Путь к реконструкции был непростым, болезненным. В итоге нам удалось преодолеть все недоговоренности между клубом, ВТБ и городом Москвой. Как следствие: в следующем году мы, наконец, разберем стадион и начнем реальную стройку нового динамовского дома. Сейчас я не вижу никаких причин, которые могли бы нам помешать.

РГ: Строить будете вместе с ВТБ?

Исаев: ВТБ на данный момент является контролирующим акционером проекта. Я очень благодарен, что вопреки всему ВТБ удалось создать команду заинтересованных менеджеров, которые увидели в стадионе проект, позволяющий капитализировать саму стоимость, в том числе бренда ВТБ. Пусть у него будет срок окупаемости гораздо продолжительней, нежели у построенной в Москве жилой башни, но вложенные деньги в банк вернутся и будут приносить постоянный доход. На данный момент у меня сердце спокойно, так как я вижу, что мы делаем общее дело.

РГ: К слову, где команда проведет следующий сезон?

Исаев: Решили, что играть будем на "Химках". Был вариант с "Локомотивом", но по объективным - и не только - причинам договориться не удалось. Например, по мнению черкизовских специалистов, поле не выдержит двух постоянно играющих команд, особенно в начале и в конце сезона. Хотя "Химки" выдерживают и нас, и ЦСКА. Мы не в роли просителей выступали, не за бесплатно хотели играть в Черкизове, но хозяин - барин. В то же время, скажу, что для "Динамо" удобнее играть в Химках по нескольким причинам. К нам великолепное там отношение, команде удобнее добираться с базы. На "Локомотив" же мы планировали перебраться исключительно в интересах наших болельщиков.

РГ: Какие сегодня они - отношения между болельщиками и клубом? Почему так мало людей на "Динамо" ходит?

Исаев: На сегодня я вижу ошибки, допущенные в нашем взаимодействии. Тем не менее уверен, мы уже перешли Рубикон, когда у нас были взаимные обвинения, недопонимание. Сейчас договорились, уважая интересы и болельщиков, и клуба. А что касается наполняемости стадиона можно вспомнить матчи 12-летней давности, когда по 20-25 тысяч на стадионе собирались. Нужно побеждать: будут победы - придут и зрители. В этом плане, кстати, благодарен хоккеистам. Когда они выигрывают, увеличивается и количество болельщиков, приходящих на футбольные матчи. Есть такая любопытная зависимость.

РГ: Кстати, как сейчас в "Динамо" в целом обстоят дела? Почти все спортивные общества в России распались, за исключением вашего. Что это такое: последний осколок той системы или попытка сохранить кузницу кадров для спецслужб?

Исаев: Общество "Динамо" - уникальное явление не только в российской истории. Недаром оно было признано лучшим спортивным обществом мира в ХХ веке. Отличительная черта "Динамо" во времена Союза заключалась в том, что идеологией общества всегда была самоокупаемость. Никогда "Динамо" за счет государственных средств не кормилось. Потом СССР прекратил свое существование, и "Динамо" попало в ситуацию, когда 70 процентов фабрик и заводов остались в Белоруссии и Прибалтике. А то, что сохранилось в России, перестало приносить хоть какой-нибудь доход. Это произошло не только с "Динамо", но и со всеми обществами, которые на тот период оказались в аналогичной ситуации - все они прекратили свое существование. Что спасло "Динамо"? Родство с правоохранительными структурами. То есть хребет "Динамо" - это региональные организации, которые есть в каждом уголке страны, и которые возглавляются либо местным начальником управления федеральной службы безопасности, либо местным начальником милицейского главка. Благодаря такой вертикали власти общество удалось сохранить, и имущество не растащили. Безусловно, мы потеряли какую-то часть, за эти лихие годы что-то у нас украли. Вопиющий пример тому - стрельбище в Мытищах.

РГ: Вот об этом, пожалуйста, поподробнее. Слышали, что динамовские стрелки - чемпионы даже устраивают в эту среду акцию протеста против захвата стрельбища.

Исаев: Это был первый реально большой объект, который общество "Динамо" получило от советского правительства: 53 гектара земли плюс несколько десятков спортивных сооружений. Уникальный комплекс с 300-метровым тиром, который необходим многим подразделениям специального назначения. "Альфа" и "Вымпел" тренировались именно там. В период безвластия этот комплекс у нас попросту украли. Увы, опомнились мы поздно. Сейчас мы ведем все необходимые действия, как в рамках гражданских правовых процедур, так и в рамках уголовных. Не сомневаюсь, что добьемся справедливости, проблема в другом. Пока мы судимся, стрельбище разбирают, чтобы строить жилье. К тому времени, когда мы вернем комплекс, боюсь, там уже ничего не будет. Если мы получим котлованы вместо спортивных объектов, это будет не то, что всем нужно.

Игроки и тренеры