Госдума приняла в первом чтении проект нового федерального закона "О безопасности", внесенный президентом страны Дмитрием Медведевым. Зачем потребовалось менять этот важный для государства документ, какими полномочиями и статусом он наделяет Совет безопасности РФ? Об этом "Российской газете" рассказал секретарь Совета безопасности Николай Патрушев.
Российская газета: Николай Платонович, прежний закон о безопасности работал 18 лет и особых проблем как будто не возникало. Почему вдруг решили, что нужен новый документ?
Николай Патрушев: Необходимость принятия нового закона
"О безопасности" вызвана тем, что многие положения ныне действующего вошли в противоречие с Конституцией России. По этой причине в последние годы он фактически перестал применяться и постепенно утратил функции регулятора отношений в сфере безопасности. В него неоднократно вносились изменения и дополнения, однако проблема в целом оставалась нерешенной - надо было привести федеральный закон в соответствие с Основным Законом страны.
РГ: В прошлом году президент утвердил Стратегию национальной безопасности России. Она будет отражена в новом документе?
Патрушев: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года по своему содержанию является базовым документом по планированию дальнейшего развития государственной системы обеспечения национальной безопасности. Ключевые положения Стратегии теперь следует закрепить и развивать в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности.
Кроме того нельзя не учитывать, что с момента принятия в 1992 году ныне действующего закона произошли существенные изменения в подходах к формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности. Значительной корректировке подверглось политическое и общественное осознание национальных интересов России. Трансформировались угрозы безопасности личности, обществу и государству. Появились новые вызовы, сместились приоритеты в политическом и нормативном регулировании вопросов безопасности.
РГ: Ряд экспертов высказывают мнение, что законопроект на самом деле разрабатывался с целью кардинально изменить статус и усилить роль Совета безопасности?
Патрушев: Законопроект не предполагает серьезных корректив в статусе Совета безопасности. Многолетняя практика его эффективной работы доказала правовую и политическую состоятельность этих норм. Законодательное закрепление статуса Совета безопасности потребовалось для того, чтобы выполнить требования пункта "ж" статьи 83 Конституции, согласно которому статус Совета безопасности определяется федеральным законом.
Хотел бы обратить внимание на то обстоятельство, что нормы законопроекта, посвященные статусу Совета безопасности, основаны преимущественно на ныне действующем положении о Совете безопасности, которое президент утвердил еще в 2004 году. Поэтому комментарии некоторых СМИ и экспертов о том, что законопроект якобы предусматривает кардинальное изменение его статуса, не имеют под собой оснований.
РГ: Какие конкретно несоответствия существуют между действующим законом и сегодняшней реальностью, в чем он противоречит Конституции?
Патрушев: Я бы сказал, что это концептуальное различие. Например, в законе до сих пор остаются такие нормы, как "законодательные основы обеспечения безопасности составляет Конституция РСФСР..." (статья 6), "силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с решениями Верховного Совета РФ" (статья 12), "Совет Безопасности Российской Федерации формируется на основании Конституции РСФСР"... и так далее - подобные примеры можно продолжать.
РГ: Скептики говорят, что новый закон "О безопасности" может значительно ограничить права и свободу граждан. Кстати, то же самое говорили и о недавно принятом законе, который позволяет ФСБ выносить предостережение гражданам.
Патрушев: Как раз в качестве основных принципов обеспечения безопасности определены соблюдение прав и свобод человека и гражданина. При этом в законе говорится о приоритете предупредительных мер при обеспечении безопасности. Также прописано взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов России и других госорганов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
РГ: Что касается непосредственно статуса и функций Совбеза, какими они будут?
Патрушев: Определено, что Совет безопасности является конституционным совещательным органом. Учитывая, что в соответствии с пунктом "ж" статьи 83 Конституции именно президент формирует и возглавляет Совет безопасности, данный орган является неотъемлемой составной частью системы президентской власти. А решения Совета становятся обязательными для исполнения только после их утверждения главой государства. Что касается содержания решений, которые Совбез готовит для президента, то они касаются прежде всего вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Совет готовит решения и по другим вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
РГ: Кроме подготовки решений президента Совбез будет решать еще какие-то задачи в области национальной безопасности или это будет прерогативой силовых структур?
Патрушев: Несомненно, на Совет возлагаются и другие задачи, в частности прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы. Кроме того, за Совбезом остается координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации решений в области обеспечения безопасности и оценка ее эффективности. Кроме того, в зависимости от развития ситуации в стране и мире президент может возложить на Совет безопасности дополнительные задачи и функции.
Законопроектом предусмотрены лишь основные задачи и функции Совета безопасности, а также прин ципы и организация его работы. Предполагается, что детальная регламентация деятельности Совета будет содержаться в положении о Совете безопасности РФ, утверждаемом главой государства.
РГ: Изменились ли требования к претендентам на членство в Совете безопасности России. Может ли, например, быть членом Совбеза человек, имеющий двойное гражданство?
Патрушев: В законопроекте прописан ряд требований, которым должен соответствовать гражданин России, претендующий на назначение в качестве члена Совета безопасности. Секретарем Совета, членами Совета могут быть только граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Законопроект определяет и состав Совета. В него входят: председатель, которым по Конституции является президент, секретарь, постоянные члены, входящие в состав Совета по занимаемой должности в органах государственной власти, и члены с правом совещательного голоса. Все члены Совета безопасности, включая секретаря, назначаются президентом России.
РГ: Как на законопроект в целом отреагировали депутаты Госдумы?
Патрушев: То, как в Госдуме прошло рассмотрение законопроекта в первом чтении, показывает, что подавляющее большинство депутатов одобряют его концепцию и говорят о своевременности внесенной президентом законодательной инициативы. Надеюсь, что дальнейшее прохождение законопроекта в Думе, а затем и в Совете Федерации будет также проходить в конструктивном ключе.