20.10.2010 00:30
Экономика

Светлана Орлова: В России от 35 до 60 процентов питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам

В ближайшие 15-20 лет стоимость воды резко увеличится
Текст:  Ольга Воскресенская
Российская газета - Спецвыпуск: Чистая вода №237 (5316)
Читать на сайте RG.RU

Ситуация, сложившаяся в данный момент в водной сфере мира в целом и России в частности, требует принятия срочных мер по ее исправлению. Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Светлана Орлова рассказала о программе "Чистая вода", планах по ее реализации и ожидаемых результатах.

Вода - в дефиците

В последние годы тема воды и водопользования становится все более обсуждаемой. Она занимает одно из центральных мест в дискуссиях, касающихся порядка, который будет складываться в ближайшие десятилетия в мире.

Рост численности населения, интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, растущее энергопотребление приводят к тому, что объем используемой воды становится слишком большим для ее естественного восстановления.

К примеру, для сельскохозяйственных и промышленных нужд ежегодно в мире потребляется около 7,5 триллиона кубических метров воды, что составляет около 1 240 000 литров на человека. И лишь на выращивание риса ежегодно затрачивается приблизительно 1359 миллиардов кубических метров воды - это 21% суммарного объема воды, используемого для производства урожая всех сельскохозяйственных культур.

Такая ситуация приводит к тому, что уже в настоящее время все чаще наблюдаются процессы нарушения естественной циркуляции воды, а уровень выбросов все сильнее превышает возможности природных систем к очищению и адаптации.

К 2050 году около 2 млрд человек в 48 странах мира будут испытывать дефицит в водных ресурсах, а потребление воды возрастет к этому времени в два раза. Многие страны уже осознали серьезность положения. К примеру, в ОАЭ, в эмирате Абу-даби, недавно началась реализация проекта по созданию стратегического запаса пресной воды в подводных резервуарах, достаточного для обеспечения нужд населения и промышленности этого крупнейшего из эмиратов страны в воде на протяжении трех месяцев.

В России положение в области обеспечения населения чистой водой достигло критического уровня и составляет реальную угрозу для развития национальной экономики и общества, в то время как наша страна обладает одними из самых значительных на планете запасов пресной воды.

В настоящее время в России все сильнее увеличивается степень истощения основных водных резервуаров в местах сосредоточения населения и промышленности. Эта ситуация может привести к тому, что через 10-20 лет нехватка воды может создать серьезные проблемы для развития и роста основных промышленных и городских центров Российской Федерации. Особенно эта проблема видна с учетом того, что в России есть регионы, в которых существует явный избыток воды.

Общая демографическая ситуация свидетельствует о том, что уже в ближайшее десятилетие в мире будет все острее ощущаться кризис продовольствия. По оценкам экспертов, Россия за счет больших территорий и умеренного климата потенциально могла бы стать одним из крупнейших производителей зерна. Для того чтобы это произошло, требуется перевод сельского хозяйства России на систему, которая бы стабильно функционировала независимо от климатических условий и состояния мелеющих рек. Поскольку системы мелиорации и орошения, построенные в советское время, к настоящему моменту практически разрушены, необходимо построить новые системы водоснабжения, с использованием современных мировых технологий.

В ожидании "Чистой воды"

По данным надзорных органов, в России от 35 до 60% питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам, а доступа к чистой воде нет почти у 11 млн жителей нашей страны. Проблема чистой воды - одна из ключевых, ведь качественная вода способна продлить жизнь человека на 5-7 лет. Наша цель - решить эту проблему, обеспечив доступ к чистой воде всем гражданам России.

Срочной замене у нас подлежит 50 тысяч км канализационных сетей, а это - почти 30% от их общей протяженности, в то время как ежегодно меняют от силы 1,5% - в 20 раз меньше. Свыше 72% сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются в водные объекты недостаточно очищенными, 17% - вообще без очистки и только 11% - очищенными до установленных нормативов. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Российской Федерации ежегодно поступает около 11 млн тонн загрязняющих веществ.

На территории России зафиксировано около 6 тысяч участков техногенного загрязнения подземных вод, в основном на территории Приволжского, Сибирского и Центрального федеральных округов.

В таких условиях стала очевидной необходимость срочно принимать системные решения для исправления ситуации. Именно на это направлена программа "Чистая вода", работа над которой началась в России четыре года назад по инициативе партии "Единая Россия". В апреле 2008 года на совещании у председателя правительства Российской Федерации было принято решение о разработке государственной программы "Чистая вода". В августе 2009 года правительством принята "Водная стратегия России до 2020 года", в которой программа "Чистая вода" заявлена как важнейшая ее часть. Решением правительства Российской Федерации программа "Чистая вода" включена в список федеральных целевых программ на период 2011-2013 годов.

Программа получила поддержку и в регионах. С весны прошлого года рабочая группа получила из регионов около 70 региональных программ и почти 2000 региональных инвестиционных проектов. В ряде субъектов РФ, например, в Волгоградской, Оренбургской областях, Ханты-Мансийском автономном округе уже начали реализацию водных проектов самостоятельно, привлекая частных инвесторов, используя схему государственно-частного партнерства. В Тюменской области только в 2009 году на мероприятия региональной программы "Чистая вода" из регионального бюджета было потрачено 1,5 миллиарда рублей.

ФЦП "Чистая вода" разработана таким образом, чтобы объединить усилия по развитию всей водной системы страны, и охватывает весь цикл водообеспечения. Это и обновление систем подачи воды в дома, и очистка стоков, и использование технической воды с ее последующей очисткой. Сюда же входит и такая важная часть, как производство оборудования, необходимого на всех этапах водоснабжения и водоотведения: фильтров, труб, систем доочистки воды и многое другое.

В результате реализации программы "Чистая вода" уже к 2017 году 100% городского и 65% сельского населения будет обеспечено центральным водоснабжением, а доля проб воды в водоемах первой категории, не отвечающих гигиеническим требованиям, должна быть сведена с нынешних 10% к нулю уже в 2015 году. При этом сброс загрязняющих веществ в водоемы снизится с нынешних 15% до девяти десятых процента - почти в 17 раз! В 2017 году 60% жилого фонда страны будут оборудованы дополнительными системами доочистки воды, это же коснется и 100% важнейших социальных объектов. Доля малого инновационного бизнеса в этой сфере возрастет с нынешних 8 до 45%. И это - только часть целевых показателей, заложенных в программу "Чистая вода".

Что еще мы получим в результате реализации программы? Снижение заболеваемости населения, рост демографических показателей и продолжительности жизни, повышение защищенности подземных вод от техногенных загрязнений, обеспечение безопасности, надежности и безаварийности систем водоснабжения. В рамках реализации программы будет усиливаться поддержка отечественного производителя, подъем промышленности в водной отрасли. Это значит, что появятся новые рабочие места в регионах, будут внедрены инновации, новые технологии. Закупка импортного оборудования и технологий не исключается, но приоритеты будут на стороне отечественной промышленности, конечно, при условии должного качества.

Кто отвечает за водоснабжение

Решить проблемы сохранения окружающей среды без применения современных инновационных механизмов и технологий в принципе невозможно. Однако такие прорывные решения требуют серьезной поддержки, в том числе и законодательной, со стороны государства.

До недавнего времени в этом направлении большими успехами похвастаться Россия не могла. Но ситуация начала меняться. В первую очередь речь идет о проектах Федеральных законов "О водоснабжении и водоотведении" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", которые кардинально меняют положение с несовершенством имеющегося законодательства в водной отрасли. Эти законопроекты в инициативном порядке разработаны Некоммерческим партнерством "Российское водное общество" и прошли обсуждение в экспертном сообществе с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации, заинтересованных федеральных ведомств.

До сих пор не было четкого законодательного регулирования отношений по водоснабжению и водоотведению. Не были установлены полномочия органов государственной власти, отношения между субъектами, не были решены вопросы развития и обеспечения надежности систем водоснабжения и водоотведения.

Законопроекты устанавливают институциональные основы развития отрасли, в частности: функции и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в данной сфере; отношения субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения, положение о договоре водоснабжения и водоотведения, а также ряд других новаций.

Предложены изменения в действующее налоговое, тарифное, концессионное, природоохранное законодательство и в законодательство о недрах.

Еще одной проблемой можно назвать отсутствие у системы водоснабжения и водоотведения в России общего координатора работ. В результате можно констатировать разновекторность действий различных субъектов водной отрасли. Все средства, которые тратятся на ремонт и замену труб, на очистку воды, часто расходуются впустую из-за отсутствия централизованного общего плана работ. Без общего взаимодействия, общего плана действий кардинальное изменение ситуации в водоснабжении невозможно.

Разработка государственной политики по воде требует межведомственной координации с учетом национальной специфики проблемы и мирового опыта. Для этого требуется наличие специальной организации, на площадке которой было бы возможно формирование межведомственного и междисциплинарного понимания проблемы водопользования на перспективу. Такая организация в России начала формироваться с создания Некоммерческого партнерства "Российское водное общество", которое потенциально может стать главным экспертом по управлению водными ресурсами в Российской Федерации.

Экономить на экологии - экономить на здоровье

Защита и сбережение водных ресурсов является неотъемлемой частью работы по системной защите окружающей среды. Нам требуется государственная законодательная поддержка и поощрение тех предприятий, которые используют экологически безопасные и энергосберегающие технологии. Природоохранные меры, принимаемые в регионах, требуют не только вложений, но и постоянного контроля. Многие предпочитают экономить именно на экологии, а значит, и на здоровье людей. К сожалению, Экологический кодекс Российской Федерации, разработанный еще в 2005 году, не принят до сих пор. Следствием этого является, в частности то, что штрафы за загрязнение окружающей среды платить намного выгоднее, чем модернизировать вредное производство. В России нет экологических налогов, такая работа только начинается. Нашей стране нужна разумная политика, при которой "загрязнитель" платит, а общественность контролирует, нужна система мер поддержки для предприятий, которые добросовестно занимаются очисткой вредных выбросов в окружающую среду.

Наступает эпоха "зеленой революции". А это - новые экологические стандарты, новые подходы и требования к экологической безопасности. Экологизация экономики становится фактором повышения конкурентоспособности. Вода как элемент, незаменимый для жизни и одновременно для всех без исключения отраслей экономики, может стать ключевым звеном для построения такой новой, инновационной, энергоэффективной экономики.

Следующее столетие станет столетием воды, когда питьевая вода станет дороже, чем нефть. В таких условиях нужно задуматься о кардинальном изменении в целом мировоззрения и подходов людей к проблемам воды.

Частью и законодательной работы, и дальнейшей реализации планов по оздоровлению нации должно стать и воспитание экологического мировоззрения. Необходима системная пропаганда здорового образа жизни, напрямую связанная с охраной природы и с внимательным отношением к своему здоровью.

В ближайшие 15-20 лет картина мирового водного баланса может очень сильно измениться. Так, по оценкам экспертов, нас всех ожидает быстрорастущая стоимость воды, рост локальных и мировых рынков водопроизводящих технологий, активно развивающиеся водозамещающие технологии для промышленности, расцвет технологий использования морской воды, разработка и внедрение организационных технологий управления водными ресурсами, которые через 5-10 лет начнут формировать мировую правовую среду взаимодействия в этой отрасли.

В складывающейся ситуации России в кратчайшие сроки необходимо начать заниматься водной сферой как самостоятельной и стратегической, создавать систему управления водными ресурсами, включаться в мировые процессы обсуждения водной проблематики, развивать направление разработки новых технологий и рыночных механизмов для воды.

Уверена, что понимание сложности этих проблем позволит консолидировать усилия по выводу водной отрасли России в число передовых в мире, а совместный поиск путей решения даст положительный результат, применимый на практике и позволяющий решить проблему сбережения и приумножения стратегического ресурса развития человечества - воды. В итоге вся эта работа должна дать людям новое качество жизни.

Ресурсы Экология Совет Федерации