21.10.2010 00:39
В мире

Франции из-за массовых забастовок грозит экономический коллапс

Вчера на улицы Франции вышли четыре миллиона протестующих
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (5317)
Читать на сайте RG.RU

Добраться до Люксембургского дворца, где вчера сенаторы обсуждали законопроект о пенсионной реформе, оказалось делом непростым. Подъезды к нему были перекрыты усиленными нарядами полиции. Ну и забастовщики тут как тут. Их не смущали стражи порядка в полной боевой выкладке - со щитами, в шлемах и специальных налокотниках.

Те в пререкания, как положено по инструкции, с протестантами не вступали, но и их попытки приблизиться к сенату вежливо, но решительно пресекали.

Обращаюсь к одному из манифестантов, на груди которого красная наклейка - CGT, что обозначает его принадлежность к самому боевитому и представительному профцентру Франции - Всеобщей конфедерации труда. У Жан-Мишеля, докера из Марселя, задержавшегося вместе с несколькими товарищами в столице после парижской манифестации, настроение слегка ироничное.

- Теперь Саркози не сможет заявить, как это было пару лет назад, что когда во Франции, мол, проходит забастовка, этого никто не замечает, - говорит он. - Вся страна взбаламучена из-за его нежелания пересмотреть реформу. Может быть, сенат прислушается к голосу трудящихся.

Надежда, конечно, есть. Но небольшая.

Представители левых партий в верхней палате парламента внесли несколько сотен поправок, стремясь затормозить законопроект, но сторонников нынешнего президента там численно больше. Так что, как здесь полагают, с большой степенью вероятности он в ближайшие дни будет все-таки одобрен.

Тем временем в стране складывается все более критическая ситуация с горючим. На шее Франции постепенно затягивается топливная удавка. Уже около трети из 12 500 бензозаправочных станций страны выбросили белый флаг: ни бензина, ни тем более дизельного топлива, которому французы отдают предпочтение из-за его цены (оно процентов на 15-20 дешевле 95-го), там нет. Длиннющие очереди автомобилистов выстраиваются у пока еще работающих АЗС. Народ ругает власти, но и стачечникам достается все больше: по вине тех и других французы оказались заложниками острого социального конфликта, в котором стороны не хотят уступать друг другу.

Бьют тревогу туристические компании. В одной из них "Нувель фронтиаз" мне сообщили, что некоторые туры, особенно по стране, заморожены: автобусы стоят на приколе. Не на шутку обеспокоен руководитель Всеобщей конфедерации работников малых и средних предприятий Жан-Ед дю Мениль дю Бюисон. По его словам, если так пойдет дальше, "на следующей неделе производство замедлится, а местами вообще прекратится". Примерно в таком же духе высказывается глава объединения промышленников и предпринимателей МЕДЕФ Лоранс Паризо. Она заявила, что появились "ощутимые проблемы" в таких секторах, как строительство, общественные работы, гостиничный и ресторанный бизнес и нефтехимия.

В этих условиях вчера на заседании совета министров Николя Саркози отдал распоряжение министру внутренних дел снять блокаду вокруг топливных складов, которую организовали профсоюзные активисты, протестующие таким образом против ненавистной им пенсионной реформы. Президент подчеркнул при этом, что не допустит "паралича страны, который может самым отрицательным образом сказаться на занятости и нормальном функционировании экономики".

В среду полицейскими было разблокировано несколько хранилищ - в Ла-Рошеле, Ле-Мане и в Донже на востоке страны. Стачечники, как правило, не оказывают сопротивления стражам закона, но сразу же начинают играть с ними в "кошки-мышки". Так, сняв свой пикет у ворот хранилища в Донже, они перекрыли подъезд к нему грузовиками, у которых прокололи покрышки.

Непростая ситуация сложилась в некоторых аэропортах страны. Особенно в Тулузе, где рабочие концернов "Аэробуса" и "Эр Франс индюстри" перегородили дорогу, ведущую к тамошнему аэровокзалу. Некоторые проблемы испытывал и аэропорт Орли - там было отменено около 30 рейсов. Что касается Руасси - Шарль де Голль, то, как мне сообщили в Генеральной дирекции гражданской авиации, там обеспечен вылет "100 процентов всех международных рейсов".

Что ждет Францию в ближайшее время? Власти надеются, что конфронтация пойдет на спад. При этом ссылаются на чуть меньшее, процентов на 10, участие французов в последнем дне протестных действий, а также на начинающиеся в этот уикенд школьные каникулы. Со своей стороны профсоюзы полагают, что конфликт в той или иной форме продолжится и дальше. Ведь, как показывает самый свежий опрос агентства "БВА - Абсолюс", 59 процентов граждан по-прежнему поддерживают их борьбу против пенсионной реформы.

Франция