Германия - не социальное ведомство для всего мира. Так считает консервативный политик, председатель христианско-социалистической партии и премьер-министр земли Бавария Хорст Зеехофер. Так что же в Германии собираются делать с иммигрантами?
Что только не вменялось им в вину: ношение платков, незнание языка, повышенная криминальность (кстати, совершенно неправомерно). Дошло даже до того, что социал-демократ Тило Саррацин в своей скандально знаменитой книге "Германия самоуничтожается" выдвинул тезис об их генетической неполноценности.
И вот новое обвинение, которое раструбили по всему миру близкие к консервативному лагерю немецкие газеты. Якобы пятая часть иностранцев совсем не хочет принимать участия в курсах по интеграции, с 2009 года обязательных для всех иммигрантов. В программу этих курсов входит шестьсот часов изучения немецкого языка и сорок пять часов ознакомления с историей и политико-правовой системой ФРГ.
Корреспондент "РГ" поинтересовалась напрямую в одной из двенадцати "народных школ" Берлина, находящейся в районе с высоким числом иностранцев, как обстоит дело с курсами по интеграции. Ответственная за них Хельга Зенден нарисовала неожиданно оптимистическую картину. В курсах их школы принимают участие иммигранты из всех уголков земного шара. Они не распределяются по группам в зависимости от национальности, напротив, значение придается многонациональному составу. Ведь ученики с первого занятия должны говорить только по-немецки.
Проблем при обучении возникает множество. Хотя средний возраст учеников 20-40 лет, есть и пожилые, и молодые участники курсов. Каждый со своим багажом знаний, со своими представлениями о жизни. Некоторым трудно в возрасте садиться за парту, некоторые имеют за плечами не больше 4-5 классов начальной школы. И все-таки баланс положительный. Хельга Зенден довольна учениками школы. Все с удовольствием ходят на курсы. В классах возникают крепкие учебные группы, завязывается дружба.
Много ли учеников бросают обучение? Бывают и такие, но их - меньшинство. В основном это многодетные матери, у которых часто болеют дети. Частая причина - болезнь самих участников. Ведь обучение для взрослых обремененных семьями людей связано с большим стрессом. Фрау Зенден поэтому совсем не может понять, о чем спорят политики, вменяя иностранцам в вину нежелание интегрироваться.
По статистике Федерального ведомства по делам иммигрантов и беженцев, в 2009 году почти 71 тысяча иностранцев успешно закончили курсы. Это почти две третьих всех участников. Подавляющее большинство из них захотели пройти курсы добровольно! Лишь более сорока тысяч были направлены ведомствами по делам иностранцев или агентствами по трудоустройству в обязательном порядке. На первом месте по числу участников курсов - турецкие граждане, на втором - получившие немецкое гражданство иммигранты, на третьем - переселенцы из Российской Федерации.
Данные Федерального статистического ведомства показывают, что готовность коренных немцев проходить обязательные курсы агентства по трудоустройству намного меньше. Среди намного больше тех, кто без причины бросает курсы, предпочитая лежать на диване и получать социальное пособие вместо того, чтобы сидеть за партой.
Об этом же в недавнем интервью "РГ" говорила министр образования и науки ФРГ Аннетте Шаван. По ее мнению, и среди коренных немцев достаточно нахлебников. Говорить о неудавшейся интеграции поэтому нельзя. Германия - страна с самым большим числом удачно интегрированных иммигрантов. Среди граждан турецкого происхождения много успешных бизнесменов. Среди иммигрантов из России и СНГ самое большое число студентов и ученых. Германия может гордиться своими успехами и послужить примером другим странам ЕС, которые до сих пор не разработали четких программ интеграции.
По словам министра, Германия была и остается открытой для иностранцев страной, которая чувствует, где существуют проблемы. А их нельзя замалчивать. Иммигранты, которые не хотят интегрироваться, по словам министра Аннетты Шаван, - это маленькая группа. Они живут бок о бок с немцами в больших городах. Там иногда возникают очаги социального напряжения. Об этом много писалось и говорилось в последнее время. Теперь наступил период действий.
Это поняли все. Поэтому предложена программа интеграционных курсов. Поэтому в Германии открылись два центра для образования имамов - это Тюбиненг и Оснабрюк-Мюнстер. Поэтому политики задумались о новых условиях приема иностранных квалифицированных кадров. Один из вариантов - канадская система пунктов - будет серьезно обсуждаться в правительстве. Квалификация иммигрантов должна стоять на первом месте.
Главная проблема - открыть путь в Германию молодым и образованным иностранцам. На это будет нацелен и новый закон о признании иностранных дипломов. Ведь в Германии не хватает почти сорок тысяч инженеров, более шестидесяти тысяч программистов. Все это - грани проблемы иммиграции в страну. Отыгрываться на уже въехавших и обвинять их в нежелании интеграции поэтому неправомерно.
Между тем
Германия разделилась на два лагеря. Одни считают, что новые дебаты - это поиск консервативного профиля и попытка увести от проблем правящей коалиции за счет иностранцев. Другие - что дискуссия на самом деле назрела. Решать проблемы допуска в страну иностранцев надо грамотно и долгосрочно. Жаль только, что под перекрестный огонь политиков паче чаяния попали "положительные во всех отношениях" иммигранты.