В некотором смысле символично, что очередное заседание совместной коллегии Таможенного комитета Союзного государства прошло спустя 100 дней после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Обычно такого срока достаточно, чтобы сделать выводы о жизнеспособности того или иного начинания. На этот раз общее мнение таково: существенных проблем во взаимодействии не обнаружилось. Зато преимущества налицо.
Вот и на заседании коллегии, которую провели председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский и руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов, рассматривались в основном технические вопросы, направленные на усовершенствование уже созданного и действующего механизма Таможенного союза Беларуси и России в условиях, когда он расширился за счет присоединения Казахстана. Тут "ручное" управление товарными потоками уже себя не оправдывает, с валом грузовиков и контейнеров способна справиться только электроника. В Беларуси сейчас более 90 процентов экспортных грузов проходит через электронное декларирование. Это значит, что когда грузовик поступает на пограничный таможенный пункт, там уже есть вся необходимая документация и оформление занимает считаные минуты. Кроме того, Государственный таможенный комитет и пограничные пункты пропуска связывает оптоэлектронная линия и теперь в режиме реального времени можно видеть, что происходит на границе и оперативно принимать решения. В перспективе компьютер на основе специально созданных программ сам будет решать, какой товар, поступивший на территорию Таможенного союза, выпускать в свободное обращение.
- В ближайшее время система электронного подтверждения вывоза экспортной продукции заработает в пределах Таможенного союза, - заявил по итогам заседания совместной таможенной коллегии Союзного государства начальник управления организации таможенного контроля ГТК Беларуси Владимир Орловский. - Этот вопрос важен для всех субъектов хозяйствования, он связан с возвратом НДС, мы нашли пути его решения, для этого и будет вводиться система электронного подтверждения.
Был затронут на заседании коллегии и важный вопрос, связанный с перемещением товаров из Калининградской области. Уникальность ее в том, что она находится обособленно от остальной территории Таможенного союза. Соответственно, надо соблюсти определенные критерии, чтобы транзит из Калининградской области через территории других стран не вызывал проблем ни у простых граждан, ни у отправителей или получателей грузов.
Стало больше ясности и в таком болезненном для многих вопросе, как провоз через Беларусь в Россию легковых автомобилей. Владимир Орловский подтвердил, что создан рациональный механизм, подтверждающий этот ввоз. Таможенники Беларуси и России также рассмотрели меры, направленные на ускорение перемещения товаров через границу, на упорядочение таможенного контроля граждан. Четче стала формула определения таможенной стоимости груза. Также принято решение о формировании единого перечня пунктов пропуска на границе.
В целом можно сказать, что Беларусь и Россия по многим позициям в Таможенном союзе сблизили взгляды. Это в полной мере подтвердила и первая в своем роде международная научно-практическая конференция "Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы". Она прошла в Минске в тот же день, что и заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства, да и основные участники были те же.
- Первые сто дней действия Таможенного кодекса Таможенного союза трех стран привели к росту товарооборота на 25-30 процентов, - прокомментировал корреспонденту "СОЮЗа" итоги совместной работы первый заместитель председателя ГТК Беларуси Владимир Гошин. - И транзит, экспорт товаров выходят на уровень докризисного 2008 года. Это следствие того, что устранены многие излишние барьеры во взаимной торговле. Кстати, такой же результат был достигнут в 1995 году при заключении Таможенного союза с Россией. Сейчас в первую очередь снято таможенное оформление товаров, перемещаемых на территории Беларуси, России и Казахстана. Выиграли и субъекты хозяйствования, и простые граждане. Если они раньше могли беспрепятственно ввозить в Россию и вывозить в Беларусь товары, валюту, то сейчас в корне упростился и въезд на легковых автомобилях. В целом ввод в действие Таможенного кодекса прошел без каких-либо серьезных проблем, а мелкие мы разрешаем в рабочем порядке.
И в целом ситуация на белорусско-российской границе кардинально улучшилась, стала в отношении граждан и деловых людей более, так сказать, демократичной. "СОЮЗ" прежде не раз писал о забюрократизированной процедуре въезда автомашин с грузом на территорию России, нередко возникали и очереди. Похоже, теперь все это в прошлом. Сегодня при пересечении белорусско-российской границы контролируется лишь узкий перечень товаров. Дело в том, что пока не до конца унифицированы перечни изделий, в отношении
которых в двух странах применяются защитные меры. В Беларуси таких позиций три, в России - около 50. Поэтому российские таможенники проверяют, не перемещаются ли без уплаты пошлин такие товары. В этом их единственная функция. Однако уже с 1 июля следующего года таможенный контроль на белорусско-российской границе в отношении товаров должен быть снят.
Можно сказать, что сегодня происходит становление высокоэффективного общего рынка товаров, рабочей силы и капиталов трех стран с огромной территорией и населением численностью около 170 миллионов человек. Для развития сотрудничества таможенные органы намерены создать свой коллегиальный орган наподобие Таможенного комитета Союзного государства, отметил на конференции в Минске Андрей Бельянинов. Принципиальное согласие заинтересованных в этом сторон уже есть. Однако первые сто дней деятельности Таможенного союза убедили в его преимуществах не только граждан входящих в него стран. Активный интерес к нему проявляют Украина, Кыргызстан. Предполагается, что их наблюдатели также будут входить в новый консультативный орган.
А дальше, как говорится, больше. Деловым людям было бы проще работать, если бы платежи во взаимной торговле "тройки" осуществлялись в национальных валютах. Правительствам трех стран стоит также четче определиться по промышленной и экономической политике. Тогда можно будет говорить о единой системе государственного планирования. Все это требует умения и желания договариваться, искать компромиссы. Начало деятельности Таможенного союза показывает, что все это нам по силам.