Сегодня в подмосковной Балашихе с размахом отмечают 80-летие Российского государственного аграрного заочного университета (РГАЗУ). Этот ведущий аграрный вуз России занимает особую нишу в системе отечественного образования - готовит специалистов для сельского хозяйства без отрыва от производства по новейшей технологии дистанционного образования (e-Learning).
Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин в поздравлении ректору университета Владимиру Дубовику подчеркнул: "Один из крупнейших вузов страны по подготовке кадров в сфере аграрного сектора РГАЗУ - лучший пример отечественного образования, высоких стандартов в сфере просвещения". В наше время, по словам Павла Бородина, получение высшего образования стало одним из важнейших факторов в деле становления личности. Оно помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь, определить свое место в жизни. И в этой связи Госсекретарь отметил: "Преподаватели университета не только полноценно преподают знания и развивают интеллект, но и прививают студентам стремление к истине и правде, любовь к своей Родине, ее истории и культуре, ведь именно таким должно быть образование!"
С понедельника в университете проходят торжественные собрания на факультетах, а сегодня там работает Международная научно-практическая конференция "Актуальные вопросы развития аграрного образования и науки". В ней участвуют представители девяти стран, в том числе Беларуси.
Организаторами конференции, наряду с университетом, являются Министерство сельского хозяйства России, Комитет Госдумы по аграрным вопросам, Российская академия сельскохозяйственных наук, Германо-российский
аграрно-политический диалог, Ассоциация образовательных учреждений АПК и рыболовства. В конференции принимают участие маститые отечественные и зарубежные ученые, депутаты Госдумы, ответственные сотрудники Минсельхоза России. Они обсуждают актуальные проблемы развития аграрной отрасли. О масштабе конференции свидетельствуют и темы заявленных докладов. Так, первый вице-президент Россельхозакадемии Владимир Фисин выступит с докладом "Научные достижения в птицеводстве". Координатор проекта "Германо-российский аграрно-политический диалог" Харольд Хоппе - с докладом "Актуальные проблемы формирования кадрового потенциала агросферы для развития сельских территорий". Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Белан Хамчиев подготовил доклад "Стратегический подход в производстве энергонасыщенных культур", академик-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии Анатолий Алтухов - "Актуальные проблемы развития зернового хозяйства России", а заместитель директора департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза России Харон Амерханов - "Состояние племенной базы и перспективы развития животноводства в России".
В общем, сегодня в университете не только празднуют юбилей, но и настраиваются на серьезную работу в будущем.
- Юбилей для нас - не столько время подводить итоги, сколько определять перспективы развития на будущее, - говорит мне ректор университета Владимир Дубовик, с которым мы встретились накануне. - В новом учебном году мы продолжим реализовывать комплексную целенаправленную работу, которая и в дальнейшем позволит студентам получать качественное и современное образование, а профессорско-преподавательскому коллективу - вести активную научно-исследовательскую деятельность. Наш университет - это вуз с богатыми традициями, многолетним опытом учебной и научной работы. У нас есть твердый фундамент, заложенный несколькими поколениями исследователей и преподавателей. Это, а также осознание необходимости трансформации вуза в качественно новое учебное заведение, отвечающее вызовам времени и сложившейся в мировом образовательном процессе практике, способствует успешному поступательному развитию нашего университета сегодня. Мы с полной уверенностью можем говорить о том, что готовим будущее России, ведь подавляющее большинство наших выпускников уже сейчас успешно работают, участвуют в формировании вектора развития страны. Готовим мы специалистов-аграрников и для стран СНГ, достаточно сказать, что в нашем университете обучаются около 400 студентов из Беларуси.
- Что вы можете сказать о формировании единого образовательного пространства в рамках Союзного государства? - спрашиваю Владимира Анатольевича.
- Наш университет активно участвует в формировании общего образовательного пространства, предоставляя гражданам Беларуси равные с россиянами условия и возможности для обучения в нашем вузе, - говорит ректор РГАЗУ. - Белорусы традиционно поддерживают тесные связи с нашим вузом, напомню, что раньше он имел статус Всесоюзного. На сегодняшний день, как я уже сказал, в университете обучается около 400 граждан Беларуси по специальностям "Экономика и управление", "Естественные науки", "Сельское и рыбное хозяйство" и "Транспортные средства". Кстати, что характерно, - больше половины белорусов выбрали для себя естественнонаучные направления подготовки. Мы твердо настроены развивать также взаимовыгодные связи с научными и образовательными учреждениями Беларуси. Так, на празднования 80-летия университета приглашена представительная делегация из Республики Беларусь. У нас регулярно проводятся совместные научно-практические конференции, семинары, иные мероприятия с широким участием представителей научного сообщества Беларуси. Вместе с тем, по моему мнению, все еще остаются требующие своего решения вопросы, связанные с формированием единого образовательного пространства Союзного государства. Прежде всего не сняты появившиеся за период раздельного существования образовательных систем расхождения в содержании образования, классификаторах специальностей. Это зачастую затрудняет социальную мобильность специалистов с нашим дипломом в Беларуси. Несомненно, наращивание совместных действий в рамках Союзного государства, продвижение и активизация интеграционных процессов позволят устранить многие барьеры по выходу обоих государств на более качественный уровень развития образования. В этой связи наш университет уже сегодня готов предложить свои услуги (технологический, кадровый, организационный потенциал) в качестве центра разработки и полигона для апробации новаций и идей, лежащих в русле интеграционной проблематики аграрного образования, совместного обучения студентов по программе подготовки кадров для агросферы и сельских территорий Союзного государства.
По тону ответа Владимира Дубовика чувствуется, что вопрос о строительстве Союзного государства для него, что называется, глубоко личный вопрос. Спрашиваю о его родовых корнях, и выясняется, что происхождение его фамилии - украинское. "Мы единый народ", - говорит он. "Россия, Беларусь и Украина - были и будут вместе", - уверен мой собеседник.
Кстати, Владимир Анатольевич Дубовик - не просто ректор, известный ученый, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, но и лауреат Государственной премии РФ по науке и технике, недавний депутат Госдумы, советник Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина.
Владимир Дубовик знает проблемы сельского хозяйства не понаслышке. Он окончил Мичуринский плодоовощной институт им. И.В. Мичурина по специальности "агроном-плодовоощевод" и по распределению был направлен на работу в известный учхоз-племзавод "Комсомолец" Тамбовской области. В хозяйстве прошел путь от бригадира до руководителя. Руководил предприятием на протяжении 14 лет. Ректором РГАЗУ стал в 2008 году. Первое, что сделал, - завершил затянувшееся строительство нового учебного корпуса, оснащенного современным учебным оборудованием и техническими средствами обучения. Затем утвердил проект и смету еще одного - более вместительного и современного учебного здания. Вокруг учебных корпусов посадил яблоневый сад. В настоящее время университет располагается на территории площадью около 56 гектаров, включая живописный парк с усадьбой "Пехра-Яковлевская" - знаменитый памятник архитектуры федерального значения. На территории университета расположены 14 учебных и учебно-лабораторных корпусов, три студенческих общежития, пункты общественного питания, библиотека, спортивный зал, издательство.
Сегодня университет является крупнейшим сельскохозяйственным вузом, ведущим подготовку специалистов по 23 специальностям высшего профессионального образования на пяти факультетах: агрономическом, зооинженерном, экономическом, механизации и технического сервиса, энергетики и охраны водных ресурсов. В состав университета входит Институт коммерции, менеджмента и инновационных технологий, где осуществляется подготовка специалистов в области управления, коммерции, маркетинга и информационных технологий, а также профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов по профильным специальностям университета. В настоящее время в университете обучаются более 14 тысяч студентов.
Первый проректор РГАЗУ, Государственный советник РФ первого класса, доктор юридических наук, профессор Евгений Можаев рассказывает мне, что обеспечение образования при заочной форме обучения требует более высокого качества учебно-организационной и методической работы, чем при очной. Система дистанционного обучения в университете развивается на платформе MOODLE, одной из самых популярных сред дистанционного обучения в мире. Эта платформа позволяет разместить учебно-методические материалы и эффективно организовать интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентом. На платформе дистанционного обучения открыт доступ студентам к учебно-методическим комплексам по всем специальностям университета, преподавателям предоставлена возможность самостоятельно размещать разработанные ими учебно-методические материалы, которые включают рабочие учебные программы, методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ и проектов, методические указания по изучению дисциплин, учебные пособия. По всем преподаваемым в университете дисциплинам на платформе размещены тестовые материалы, которые используются студентами для самоконтроля, подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. Таким образом, в университете решается проблема программно-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.
В университете организована подготовка преподавательского состава по использованию технологий дистанционного обучения. В 2009-2010 учебном году более 200 преподавателей прошли обучение и получили сертификаты, подтверждающие умение работать в новой информационно-образовательной среде.
По словам проректора по научной работе, общественным связям и международному сотрудничеству РГАЗУ профессора Владимира Новикова, в учебном процессе задействовано более 300 преподавателей, из них - 80 докторов наук, профессоров и 190 кандидатов наук, доцентов.
- Нашими преподавателями, - говорит он, - защищены десятки докторских и кандидатских диссертаций. В самом университете работают пять диссертационных советов по защите докторских и кандидатских ученых степеней. Тематика научно-исследовательских работ формируется по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства, среди которых разработка высокоэффективных технологий в растениеводстве, животноводстве, механизация, электрификация и многие другие.
Справка "СОЮЗа"
Согласно экспертизе Международной академии качества и маркетинга Российский государственный аграрный заочный университет входит в число 100 лучших вузов из 3400 высших учебных заведений РФ и среди 59 сельскохозяйственных вузов ежегодно устойчиво занимает 3-4-е место. В целях дальнейшего совершенствования непрерывного специального образования и повышения кадрового обеспечения АПК регионов на базе университета создан университетский образовательный округ, что позволяет обеспечить высококачественную подготовку выпускников и их закрепление на селе до 80-85 процентов. В университете в настоящее время обучаются более 14 тысяч студентов. За период своей деятельности университет подготовил более 70 тысяч специалистов АПК, которые успешно трудились и трудятся сегодня в сельскохозяйственных и других отраслях производства многих регионов России и стран СНГ, в том числе Беларуси. Среди выпускников есть ученые, высококвалифицированные практики, руководители органов агропромышленного комплекса. Как учебно-методический центр высшего заочного сельскохозяйственного образования университет поддерживает деловые отношения со всеми сельскохозяйственными вузами России и стран СНГ, осуществляющими подготовку специалистов для сельского хозяйства. С 1995 года университет осуществляет подготовку специалистов с высшим образованием также по очной форме обучения, а с 2010 года реализует программы среднего профессионального образования.