Как скажется на разнообразии стола и кошельках жителей Подмосковья неурожай этого лета? Что предпринимает область, чтобы сделать походы в магазин не такими накладными для пенсионеров? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответила Елена Литвинова, первый заместитель министра потребительского рынка и услуг Московской области.
Российская газета: Елена Владимировна, по официальной статистике, объем сельхозпродукции в регионе сократился на 16 процентов. Той же картошки собрали на 40 процентов меньше, чем в прошлом году, других овощей - на треть. Жители области через газету интересуются: не придется ли зимой обегать магазины в поисках той же морковки?
Елена Литвинова: Успокою: дефицита продуктов не предвидится. Подмосковье обеспечивает себя хлебом, мясом птицы на 90 процентов, свининой - на 30, молоком и куриным яйцом на 30 процентов, овощами на 87 процентов, картошкой (при благоприятных условиях) на 80 процентов... Да, в этом году из-за аномальной жары удалось собрать урожая несколько меньше обычного, но все недостающее будет закуплено в других регионах. Скажем, к концу сентября на подмосковных рынках уже было изобилие картофеля и подмосковного, и завозного. Не надо поддаваться панике и слухам о дефиците. Уже 10 лет в области обеспечивается баланс спроса и предложения по всем видам продовольствия.
РГ: Каждый год цены на картофель с августа по ноябрь снижались. А сейчас намного выросли?
Литвинова: Подорожание началось в августе, в сентябре за килограмм картофеля покупателям пришлось выкладывать еще на 2,7 рубля больше. Отмечу, цены устанавливаются на основе производственных затрат непосредственно на местах. В октябре стоимость картофеля в Подмосковье почти не изменилась. Не думаю, что в ближайшее время стоит ожидать скачка цен. Вообще за девять месяцев больше всего подорожали крупа и бобовые - на 44,6 процента, плодоовощная продукция - на 35,4 процента, сахар-песок - на 13,2 процента, масло сливочное - на 10,8 процента, молоко и молочная продукция - на 8,3 процента, хлеб и хлебобулочные изделия - на 5,9 процента. Тем не менее средние цены на ряд социально значимых товаров пока ниже, чем осенью прошлого года. Скажем, дешевле можно купить подсолнечное масло, неразделанную мороженую рыбу и рис. В последнее время цены на продукты уже не растут так быстро. По оперативной информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области, за последнюю неделю подорожали: масло подсолнечное - на 2,2 процента, пшено - на 1,7 процента, масло сливочное - на 1, 1 процента, макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта - на процент и на 0,9 процента - молоко с жирностью 2,5- 3,2 процента. На остальные продукты питания цены практически не изменились. Мы всегда сравниваем себя с Москвой. Так вот в наших магазинах на половину основных продуктов, таких как ржаной хлеб, рис, лук, морковь, яблоки, сахар-песок, мясо кур, цены ниже не только столичного уровня, но и среднероссийского.
РГ: В сентябре не в каждом магазине можно было купить гречку. А если она и была на полках, то цена на нее кусалась. Сейчас покупателям не приходится бить ноги в ее поисках? Не пропадет она с прилавков зимой?
Литвинова: Гречка есть и будет. В продажах магазинов она всегда занимала всего 0,01 процента, пока покупатели не создали ажиотажный спрос. По рекомендуемым нормам РАМН, для всего населения России требуется всего лишь чуть больше 425-450 тысяч тонн гречневой крупы (250-300 граммов в месяц на душу). По прогнозам, в этом году все производители поставят 450 тысяч тонн. Гречневую кашу любят только в России, за границей ее не едят. Так что нынешнего урожая должно хватить на всех едоков. В Алтайском крае, который является основным регионом поставок крупы, собрали гречки больше, чем в прошлом. Крупные сетевые компании начали закупать гречневую крупу и в Белоруссии, Китае.
РГ: Как область помогает пенсионерам, многодетным семьям сделать походы в магазин не столь накладными для личного бюджета?
Литвинова: В Подмосковье создана большая сеть социальных магазинов - вместе с социальными отделами и столовыми их насчитывается более 830. В этом отношении показателен Дмитровский район, в котором не так давно было открыто свыше 70 социальных магазинов и отделов. Главы других районов тоже стараются не отставать. Скажем, в Люберецком районе работают несколько магазинов, где 33 основных продукта питания, входящих в состав потребительской корзинки, продаются по ценам ниже закупочных. Некоторые магазины повышают цены на деликатесы - коньяк, икру - и за счет этого снижают цены на товары из потребительской корзины. Они пользуются повышенным спросом, и магазины делают оборот за счет их высокой покупаемости. Приведу другой пример: в Клинском районе действует программа по поддержке социально незащищенных категорий граждан "Муниципальная карта". В ее рамках, согласно договоренности между главой района и руководством ведущих торговых сетей, свыше 40 тысяч пенсионеров и льготников получили право приобретать основные продукты питания со скидками до 10 процентов. Так работают почти 30 магазинов города и села. Подобная социальная ориентация торговых сетей - отчасти результат наших рекомендаций, ведь у нашего министерства нет иных рычагов влияния на них, мы можем вести только переговоры.
Популярны у жителей и магазины при производителях. Например, Дмитровский молочный завод открыл магазин по продаже молочной продукции. Молоко, творог жители покупают по минимальной цене.
РГ: В последнее время многие жители области стали чаще отправляться за покупками не в супермаркеты, а в магазины "экономкласса" и на розничные рынки. Подмосковные рынки поднялись с базарного уровня?
Литвинова: Сейчас на территории области работают 228 розничных рынков, из них преобразованы в торговые комплексы 16, работы ведутся еще на 23. Но это не значит, что нет никаких изменений в других подобных точках. Практически повсеместно доходы рынков стали более прозрачными. Торговые места предоставляются только при наличии карточки регистрации контрольно-кассовой техники, а это позволило увеличить показатели оборота на рынках и отчисления в бюджеты различных уровней. Суммы немалые, если учесть, что ежемесячно на рынках продается товаров примерно на 7 миллиардов рублей. Сейчас там практически не встретить работников, с которыми не оформлены трудовые договоры. От прилавков ушли продавцы с заграничными паспортами. Поэтому и жалоб от покупателей на обман стало гораздо меньше.
У жителей области есть выбор, где покупать. Основным показателем уровня развития потребительского рынка является обеспеченность торговыми площадями. В европейских странах на жителя приходится в среднем 1 квадратный метр торговой площади. На жителя Московской области - почти 0,9 квадратного метра. Только за первое полугодие текущего года в области введено 160 новых объектов потребительского рынка совокупной торговой площадью около 450 тысячи "квадратов". Еще два года - и Подмосковье достигнет европейского стандарта в этой сфере.