Сергей Собянин сразу после инаугурации занялся решением самой острой столичной проблемой - организацией дорожного движения. Он не стал проводить совещание в мэрии, а вынес вопрос на федеральный уровень, приехав в министерство транспорта.
На совещании присутствовали чиновники правительства Москвы и Подмосковья. Приехал в минтранс и глава РЖД Владимир Якунин, а также Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации, генерал-полковник Виктор Кирьянов.
Глава минтранса Игорь Левитин, открывший позднее совещание, констатировал большой общественный интерес к транспортным проблемам столицы, так как он касается не только москвичей, но и многочисленных гостей города. Он напомнил, что уже существует концепция программы по решению этой проблемы. Она разрабатывалась с участием специалистов города и области.
В ней есть пункты развития и взаимодействия всех видов транспорта, прописана новая роль общественного транспорта, использование для этого железной дороги и внедрение легкорельсового транспорта. Упомянул министр и о необходимости создать единую систему управления московским авиационным узлом, перейти от радиального к хордовому устройству автодорог. После того как программа развития транспортного комплекса Московского региона будет актуализирована, предполагается выделить первоочередные мероприятия на 2011 год. Причем одним из новых пунктов этой программы, обсуждавшейся два года назад, 30 сентября 2008 года, в подмосковных Мытищах, станут меры, способствующие созданию Международного финансового центра в Москве. По мнению Левитина, это можно сделать только в результате совместной работы всех заинтересованных ведомств - федеральных и региональных.
В свою очередь, новый мэр Москвы Сергей Собянин обозначил, что для него транспортная проблема является одной из самых важных, объяснив это тем, что если не принять экстраординарных мер, "мы придем к ситуации, когда движение прекратится" и прекратится развитие города. Новый мэр выразил надежду, что совместными усилиями, при планировании транспортный системы, изменения логистики движения можно будет реально контролировать ситуацию на дорогах. И предложил подумать о выносе грузовых потоков за пределы Москвы. А также совместно с областью, синхронно, развивать общественный транспорт. Речь идет о железной дороге, метро, речном транспорте. По мнению Собянина, необходимо создать конкретный пошаговый план действий в соответствии с теми ресурсами, которые есть сегодня у страны. Опираясь на него, должна корректироваться и градостроительная политика.
Губернатор Московской области Борис Громов поддержал коллегу. По его словам, впервые за последнее время рассматривается вопрос транспортной проблемы совершенно "в ином ключе". И особо подчеркнул, что и в московском аэрокомплексе, который находится на территории области, есть проблемы.
Проблема с московскими пробками не нова. Эксперты уже давно констатировали, что московский транспортный узел выполняет транзитные функции для грузов и пассажиров, следующих в другие регионы. Это связано с тем, что по его территории проходят международные транспортные коридоры, концентрирующие мощные транспортные потоки. Пока еще развитие транспортной инфраструктуры существенно отстает от высоких темпов жилищного строительства. В некоторых районах новой застройки фактически нет доступа к метро, удобных выездов на магистральную дорожную сеть. Пока, по мнению экспертов, не было административных мер, которые ограничивали новое строительство на территориях, где исчерпана транспортная емкость, нет жесткого регламентирования правил парковки и работы грузового транспорта. Теперь, надо надеяться, они появятся.