Министр труда Эрик Вэрт сиял как луидор: злополучный законопроект, который еще весной этого года ему поручил провести в жизнь Николя Саркози, был одобрен высшей палатой французского парламента. За пенсионную реформу, взбаламутившую всю страну, проголосовали 177 сенаторов против 153.
Дебаты в сенате из-за сотен поправок оппозиции длились 140 часов, став самыми продолжительными за последние четверть века. На последнем этапе правительство прибегло к своему конституционному праву ускорить процесс и настояло на голосовании по тексту закона в целом.
"Его значение для будущих поколений трудно переоценить,- заявил министр. - Оппозиция будет нас еще благодарить за такое решение". Пока же в адрес правительства из лагеря противников реформы раздаются самые гневные формулировки. Лидер социалистов в сенате Жан-Пьер Бел назвал реформу "в корне несправедливой", а национальный секретарь соцпартии Мартин Обри обвинила Николя Саркози в том, что он "попирает демократию".
На предстоящей неделе текст документа будет доработан паритетной комиссией обеих палат парламента, которые затем утвердят его. Скорее всего, уже в среду закон будет подписан президентом Николя Саркози.
Напомним, что реформа предусматривает увеличение пенсионного возраста во Франции к 2018 году с 60 до 62 лет, а также необходимого стажа с 40 до 41,5 года. Тем, кто делал отчисления в пенсионную кассу меньше положенного срока, чтобы получать ее в полном объеме, придется работать не до нынешних 65 лет, а до 67.
Как неоднократно заявлял Николя Саркози, цель этого шага, вызвавшего невиданную социальную бурю, - спасти от неминуемого краха пенсионную систему, в основе которой лежит принцип "национальной солидарности".
В чем она заключается? Это когда нынешнее поколение финансирует старость предыдущего. При этом люди знают, что те, кто придет им на смену, также будут с ними солидарны. Однако из-за увеличения продолжительности жизни, а она выросла на 15 лет с 1950 года, а также по демографическим причинам сейчас вместо прежних четырех работающих на одного пенсионера приходится всего лишь два. А к 2020 году, как было подсчитано, число тех и других вообще сравняется. Отсюда огромный дефицит пенсионного фонда - свыше 30 миллиардов евро. Уже сейчас государство вынуждено десятую часть пенсий выплачивать, залезая в долги. Далее ситуация будет только ухудшаться.
Реформа, по задумке ее разработчиков, должна в течение семи-восьми лет выправить положение таким образом, чтобы сохранить нынешний уровень пенсий. Они же, заметим, во Франции вполне достойные. При полном стаже на заслуженном отдыхе французы получают примерно от 65 до 70 процентов от прежних доходов. Причем в расчет берутся "лучшие" 20-25 лет трудовой карьеры.
Приведу лишь несколько примеров знакомых мне людей. Школьная учительница Мадлен, проработав 42 года при окладе 2400 евро, получает пенсию в 1600 евро. Рабочему с завода "Ситроен" в Ольне под Парижем Жан-Полю до пенсии еще работать лет 15. Но он знает, что к концу карьеры при наивысшей для его разряда ставке в 1550 евро в месяц пенсия составит порядка 1100-1150 евро. Еще один пример, имеющий отношение к людям состоятельным. Летчик "Эр Франс" Жофруа уже сейчас может уйти на пенсию - у него стаж 25 лет, что дает эту возможность. На первых порах его зарплата составляла около 5000 евро, а в последние годы, когда он стал первым пилотом, выросла до 15 000. Пилот может рассчитывать на пенсию в 6500 евро. Жить на эти деньги можно, и вполне достойно. Хватает и на театр, и на турпоездки, не говоря уже о хлебе насущном.
Имеют ли французские пенсионеры льготы? В основном на транспорт. Бесплатные проездные билеты на метро, автобусы. Скидки до 40-50 процентов - на железнодорожный. Что касается медицинского обслуживания, то оно во Франции одинаково льготное как для работающих, так и для пенсионеров.
Но вот в чем загвоздка. Постепенно то, что здесь называют "социальными завоеваниями", а их французы добивались десятилетиями, сейчас все больше оказывается под угрозой. Если раньше за консультацию у любого врача не надо было платить и сантима, то сейчас выкладывай евро-два.
Пенсионная реформа, как здесь считают многие социологи, стала своего рода последней каплей в чаше недовольства большинства французов, вызванного постепенным, но вполне ощутимым размыванием их, казалось, незыблемых социальных прав. Причем произошло это на фоне экономического спада, вызванного финансовым кризисом. Они прекрасно помнят, как Елисейский дворец находил десятки миллиардов, чтобы вытянуть из болота банки и промышленность - в первую очередь автомобилестроительную.
В принципе народ понимает, что для спасения пенсионного режима необходимы средства, но его возмутило, что расплачиваться за это власти предложили именно ему. Ведь отсрочка в два года, как подсчитано, должна дать 18 миллиардов евро, то есть почти две трети искомых средств, чтобы залатать дыру в пенсионном бюджете. И это не все. По новому закону еще четыре миллиарда даст рост отчислений госслужащих в пенсионный фонд - они станут такими же, как и в частном секторе.
В это время вклад финансового капитала, на который, как уверены нынешние манифестанты, приходится львиная доля вины за сегодняшние экономические трудности, и богатейшей прослойки населения относительно невелик - менее двух миллиардов евро.
В Елисейском дворце надеются, что теперь, после принятия сенатом закона страсти начнут постепенно стихать. К тому же наметился немаловажный сдвиг в настроениях общественного мнения: 56 процентов французов считают, что профсоюзы должны "уважать решение парламентариев" и протрубить отбой.
В эти выходные по указанию правительства спецподразделения жандармерии взяли под свой контроль один из крупнейших заводов восточнее Парижа. В итоге сотни автоцистерн начали снабжать горючим АЗС столицы. Как сообщил министр экологии и энергетики Жан-Луи Борлоо, несмотря на то что на 12 НПЗ страны производство до сих пор не восстановлено, снабжение горючим "постепенно приходит в норму". Полностью обеспечены АЗС сети главных шоссейных автомагистралей. Этого удалось добиться также благодаря массированному импорту горючего - до 100 тысяч тонн в день при обычной норме в 20-25 тысяч.
В этой ситуации профсоюзы не намереваются складывать оружие. Они планируют провести еще два дня единых действий - 28 октября и 6 ноября. Завтра в ряде городов должны пройти и молодежные манифестации. Лицеисты и в меньшей степени студенты поддержали стачечников, хотя большинству из них до пенсии еще минимум полвека. Их коронный аргумент: чем дольше будут работать взрослые, тем меньше шансов найти работу после школы. По их подсчетам, продление пенсионного возраста на два года блокирует ежегодно миллион рабочих мест.
Тем временем популярность Николя Саркози снизилась до рекордного за время его президентства уровня. Лишь 29 процентов французов дают ему положительную оценку. Что ж, за все надо расплачиваться...