Гарри Бардин, режиссер-аниматор:
- Сегодня продажу травматического оружия запретить просто необходимо. Ну посмотрите, что происходит. Пьяный оскорбляет женщину в кафе, она делает ему замечание, он достает травматический пистолет и стреляет ей в ногу... Это хамство, доведенное до бандитизма. А все это растет из вседозволенности, оттого, что многим сейчас кажется, что если у него есть в кармане пачка денег, он откупится в любом случае, даже если кого-нибудь убьет. Вот эти "хозяева жизни", которых я ненавижу, никто другой как отморозки без малейших предствлений о жизни среди людей. А снимают они кальку своей агрессивности с нашего телевидения, которое тиражирует бандитский образ жизни, бандитские манеры общения. Я всегда спорю с психологами, которые утверждают, что даже хорошо, когда человек видит агрессию на экране, он, мол, свою агрессию гасит этим "смотрением". Нет, он подпитывается от того, что льется с экранов, и тащит все за собой на улицу. Мне кажется, что психологи, которые проповедуют эту точку зрения, куплены телеканалами, чтобы оправдать то, что они показывают. А современная мультипликация? Делать фильмы для детей - еще большая ответственность. И отбиваться от таких ублюдков, которые стреляют в женщин в ресторане, тоже можно учить через сказку. Фильм, который мы недавно закончили, "Гадкий утенок" - он об этом.
Еще один момент, о котором хочется вспомнить в связи с этой историей. Вот мы говорили, что от всего можно откупиться, все купить. В головах таких "героев" - женщина доступна. Эта доступность сравняла женщин с мужчинами. Рыцарский взгляд "снизу вверх" утрачен. Женщина перестала быть существом, к которому стремятся, но не мыслят возможности дотронуться. Все досягаемо и дозволено. Отсюда эти запредельные выходки.
Какая может быть продажа травматики, когда столько кругом отморозков? Один стреляет в ресторане в незнакомку, другой - в собственную жену, поссорившись с ней из-за ребенка. Купить справку на ношение оружия у нас ничего не стоит. Да любую справку у нас можно купить. Сегодня я иду в метро - стоит мужик, торгующий "дипломами", "больничными листами", "медицинскими книжками". Всем понятно, что это мошенник. В двух метрах от него прогуливается милиционер, и, судя по-всему, "крышует" продавца. Ведь рядом с ним стоит нарушитель закона, но у стража порядка никакой реакции. Общество должно быть здоровое, чтобы разрешить ему продавать оружие, ну а когда милиция и мошенники смотрят в одну сторону, о каком здоровье идет речь? Это детям давать спички играть. Вот что значит сегодня продавать травматическое оружие. На травматическое у противника может найтись боевое. У нас оно часто аргумент в общем-то в обычных спорах. Например, при автоавариях. Наличие оружия не защищает, а, наоборот, провоцирует конфликты. Не для нас пока такие "игрушки".
Герман Стерлигов, бизнесмен:
- В каждой стране, претендующей на звание свободной, люди должны иметь право защищаться. В частности от преступников. Для этого у них в руках может и должно быть оружие, используемое для этой цели.
Но если раздавать оружие кому ни попадя, повторяя, что у нас свободная страна, и поэтому мы даем оружие всем, тогда мы будем жить в более худшей ситуации, чем ситуация с большим уровнем преступности от криминала. Потому что огромное количество психически неуравновешенных, слишком молодых или пьяных людей получают в руки возможность стрелять друг в друга и в окружающих. И поэтому, с одной стороны, надо упростить наше законодательство, чтобы облегчить самооборону человека, а с другой стороны, не раздавать оружие направо и налево. Как совместить две эти вещи? Нужно изменить критерии свободной продажи оружия.
Этим критерием должна стать не медицинская справка, которая стоит 50 рублей, а жизненные устои человека. Есть ли у него семья? Кем он работает? Был он судим или нет? Состоял ли на учете в психиатрической лечебнице? Есть ли у него дети? - это важнейший вопрос, если Господь доверил ему детей, кто имеет моральное право лишить его возможности их защищать. Ну а когда человек молод, у него нет семьи, хозяйства, и ему нечего защищать, то зачем ему оружие? Чтобы он развлекался в барах и, напившись, стрелял в ноги окружающим женщинам? Продажа оружия - и травматического, и огнестрельного - должна быть разрешена тем, кто может держать его в руках без ущерба для окружающих. И запрещена для тех, кто не имеет добрых характеристик.
Я считаю, что механизм разрешения оружия должен основываться не столько на писаных правилах, сколько на решениях авторитетных, уважаемых людей.
Нам вообще надо уходить от законодательства правил к судейству людей. От образованного судьи - к порядочному. От судьи с высшим образованием - к судье с безупречной репутацией.
С таким судьей рядом могут быть 5 консультантов-юристов. Но человек, который судит, должен иметь высший авторитет. А пока у нас судейство превращается в бесконечное согласование тысяч правил, которые никто не знает, кроме юристов, да и те не до конца. Исправить этот театр абсурда можно, дав возможность принимать судейские решения авторитетным людям. В каждом городе, в каждом поселке есть такие люди, их, как правило, знают. В каком они должны быть статусе? Я думаю, как раз в статусе судьи. Но для этого надо изменить сам порядок выбора и назначения судьи. Он может не иметь юридического образования, но личное достоинство, вера в Бога, чувство справедливости, ответственность, понимание жизни должны быть у него обязательно. И это должен быть только пожилой человек. И только семейный. Или по крайней мере такой, у которого была семья.
Знаете, такое общество было на Земле. Оно описано в Книге судей.