На северо-западе Ирана началось строительство последней соединительной ветки нового евроазиатского коридора "Север-Юг". Окончание строительства 30-километрового пути запланировано на конец 2010 года, и уже в первой половине 2011-го станет возможным прямое железнодорожное сообщение по этому коридору. То есть по маршруту Скандинавия-Прибалтика-Россия-Азербайджан-Иран (см. карту), который по кратчайшему пути свяжет многие европейские и азиатские страны. Речь идет о линии Казвин-Решт-Астара (Иран-Азербайджан), северный участок которой соединит друг с другом иранский и азербайджанский погранпереходы вблизи Каспийского моря.
В связи с началом строительства ветки губернатор иранской провинции Гилян (где эта ветка сооружается) Гахремани Чабок заявил, что создание нового пути увеличит транзитные доходы РФ, Азербайджана и Ирана. По его словам, успешно продолжаются трехсторонние переговоры этих государств по подключению иранской транспортной сети к транскаспийским паромам в Россию, а также к стальным магистралям Азербайджана и России.
Но, как отметил глава Азербайджанских железных дорог (АЖД) Ариф Аскеров, привлечение в коридор "Север-Юг" дополнительных грузопотоков сдерживается дефицитом современной транспортной инфраструктуры, а также отсутствием единых и эффективных транспортно-таможенных технологий на всем протяжении коридора. По его мнению, в рамках проекта "Север-Юг" требуются также гибкая тарифная политика и упрощение таможенных процедур.
Тем временем международный транзит грузов через Азербайджан за январь-сентябрь 2010 года достиг почти 7 млн тонн против 6,7 млн тонн за весь 2009 год. Причем объем грузового транзита через Азербайджан в Россию вырос примерно на четверть, достигнув 150 тыс. тонн.