27.10.2010 18:52
Культура

В Санкт-Петербурге прошел фестиваль студенческого кино "Питеркит"

Текст:  Екатерина Барабаш (Санкт-Петербург - Москва)
Читать на сайте RG.RU

В большой России киношкол намного меньше, чем в маленькой Голландии. Хотя Голландия вроде и не считается кинодержавой, в отличие, скажем, от Дании. Ну а в Дании их еще больше.

Сейчас в Москве проходит фестиваль крупнейшей киношколы России - ВГИКа. А буквально накануне открытия вгиковского фестиваля в Санкт-Петербурге закончился юбилейный, 10-й фестиваль Санкт-Петербургского университета кино и телевидения (СПбГУКиТ) "Питеркит". О нем знают меньше, да и проходит он куда скромнее, но только по одной-единственной причине: денег меньше. Тем не менее каждый год вот уже 10 лет подряд, собравшись с духом и телом, как в последний раз, умудряются провести международный фестиваль, где, помимо основного конкурса, - еще целая вгиковская программа и большие подборки работ зарубежных киношкол.

В этом году иностранная программа была представлена факультетом дизайна Университета прикладных наук г. Вюрцбурга, Учебным центром киностудии "Город света" (г. Аликанте, Испания), Молодежным центром "Нувярила" (Финляндия) и Бедфорширским университетом (Великобритания).

Смотреть зарубежные работы в рамках отечественного студенческого фестиваля - занятие особое. Не знаешь, каких слез больше прольется - умиления или горечи. Умиления - наверняка, потому что западные студенты по-взрослому смелы, активны и умеют вполне профессионально использовать и имеющуюся технику, и художественные приемы, которых в арсенале всякого современного художника - миллион. Их работы по большей части технически виртуозны и по-зрелому выверены.

А слезы горечи - наверное, и объяснять не надо. Наши ребята - и это чувствуется особенно сильно именно когда работы собирают и показывают вместе, скопом, - имеют дело с тем, что способно предложить не слишком щедрое государство. Порой видно, что студенты, словно из последних сил сопротивляются допотопной технике, призывая на помощь в качестве противовеса все свои душевные и духовные силы.

От этого их работы кажутся во многом наивнее, во многом - технически скромнее, но зато во многом - и элегантнее в своей незамысловатости. Наших студентов, кажется, пока больше привлекает человеческая жизнь как она есть и какой она видна со стороны не слишком заинтересованному взгляду. Вот, скажем, документальная лента "Дедка+бабка" Игоря Шадрина - о двух древних старичках, которые жили, жили вместе, а поняли, что друг без друга не могут, уже только когда бабка совсем почти ходить перестала. Или "Сто первая весна" Алексея Миллера - про старика в Доме ветеранов, про то, как гуляет по территории с другими старичками, как вспоминает… быть может, порой даже слишком незамысловато, но зато вполне душевно.

Это вообще интересная тенденция: еще лет десять назад собранные вместе работы молодых, как правило, являли миру политическое и социальное беспокойство, пять лет назад - готовность экспериментировать со всеми подручными техническими средствами и собственными творческими, еще неокрепшими навыками. Сегодня ребята словно бы успокоились, меньше стали уходить в дебри душевных и духовных хитросплетений, решив для начала просто оглядеться вокруг, присмотреться к течению жизни. И появляются экранизации Шукшина ("Шизя" Батырбека Тайжанова), ленты о заветном и главном ("Что такое свобода?" Ольги Комаревцевой), изящные драматургические одноходовки о трогательной ревности ("Палитра" Ксении Шуточкиной). И если десять-пятнадцать лет назад мы радовались, что нашим молодым, дескать, не все равно, какая политическая погода за окном и какие настроения в массах, то теперь можно, наконец вздохнуть спокойно - они знают, что нельзя понять проблемы большого общества, не вникнув в проблемы маленьких людей. 

Кино и ТВ