Казалось бы, плодовитости режиссера можно позавидовать. Совсем недавно в кинотеатрах начался показ боевика авторства Александра Атанесяна "Близкий враг". С 28 октября в прокате - комедия "На измене". Получается, что ни неделя - то премьера.
Но сам режиссер объясняет свою сверхтрудоспособность просто. Работа над "Близким врагом" была завершена еще в 2008-м году, но прокатчики - Sony Pictures - побоялись выпускать картину в свет в разгар экономического кризиса. Теперь, видимо, решили, что время пришло.
"На измене" - комедия положений. Сценарий подготовил Александр Атанесян, он же картину и продюсировал. За основу сюжета взята пьеса Рэя Куни "Не обслуживается", спектакль по которой - "Номер 13" - в постановке Владимира Машкова и с Евгением Мироновым в главной роли стал одним из самых популярных во МХТ им. Чехова, поэтому отечественная театральная публика с пьесой Рэя Куни знакома хорошо.
Александр Атанесян в драматургии Куни изменил многое. Он далеко ушел от политических реалий оригинальной постановки, превратив своего главного героя из премьер-министра в кандидата в депутаты, и сосредоточившись на социальных и нравственных коллизиях.
|
Показателен персонаж - администратор гостиницы в исполнении Александра Олешко - эдакий пассивный садист, мечтающий поиздеваться над своими клиентами. Он олицетворяет собой подавленную агрессию работника сферы обслуживания, готовую прорваться наружу самым неприглядным образом.
Политическая интрига фигурирует в картине лишь вскользь, как мотивация того, почему кандидат в депутаты от города Великие Луки (актер Эдуард Радзюкевич), готов пойти на самые безумные поступки, дабы скрыть свой адюльтер и ликвидировать бездыханное тело, случайно оказавшееся у него в номере отеля.
Действие фильма происходит в коридоре московского отеля и двух номерах (все это декорации, выстроенные на "Мосфильме"), а разыгрывают комедию актеры, известные у нас в стране по работе в телепроектах "6 кадров", "Слава Богу, ты пришел" и других юмористических скетч-шоу - Эдуард Радзюкевич, Андрей Кайков, Нонна Гришаева. Актеры, которые способны поддерживать градус юмора, даже если шутка затянулась, а скетч из коротенькой смешной зарисовки превратился в перетягивание трупа, длинною более часа.
Запоминаются в фильме персонажи, казалось бы, неважные, второстепенные. К примеру, роль дебютанта в большом кино, фигуриста Романа Костомарова, сыгравшего труп. Как говорит Атанесян, он специально приглашал на эту роль спортсмена, поскольку выдержать все манипуляции с телом и при этом не выдать в себе живого человека может только профессионал физической культуры, знающий, как правильно расслаблять мышцы.
Александр Головин - звезда фильма "Сволочи" и сериала "Кадетство" - на сей раз попробовал себя в шутовской импровизации, сыграв сына милиционера, ворующего кредитные карточки. Андрей Панин пробегал весь фильм в образе ревнивого врача-стоматолога, для которого измена жены - навязчивая идея, способная заставить его прямо с буром в руках наброситься на первого встречного.
Держат фильм и визуальные эффекты, в числе которых - нижнее белье и чулки Евгении Трофимовой (она играет секретаршу и практически весь фильм находится неглиже) и анимационные фрагменты, которые раскрывают тайные мысли персонажей. Их сюжеты зачастую получаются куда забавнее, нежели основное действие фильма.
Впрочем, даже при небольшом зрительском интересе, картина способна окупиться в прокате. Секрет - в экономном бюджете, составляющем всего 2,2 млн долларов.
Сам режиссер иллюзий по поводу собственной работы не питает:
- Конечно, хотелось бы снять арт-хаусное кино, чтобы всех удивить. Это если руководствоваться принципом, что коммерческое кино нужно снимать, как задумано, а авторское - как получится, - шутит Александр Атанесян. - Поэтому нам очень хотелось сделать, как получится, но, поразмыслив, решили все же дать зрителю час улыбки. Слишком тяжело народ живет в нашей стране, вот мы и пригласили на съемки актеров, которые давно и успешно веселят зрителей на телевидении.
И, переходя на серьезный тон, Александр Атанесян порассуждал об общем кризисе отечественного кино, выхода из которого лично он не видит:
- Интерес зрителя к российскому кино упал с 2008 года втрое. Мы сталкиваемся с колоссальной проблемой. Прежде всего, это связанно с низким качеством отечественных фильмов, которые выходят в прокат. Мы вынуждены это признать, не смотря на то, что российскому кино всего десять лет. С другой стороны, это связанно с тем, что по миру прошел экономический кризис, и зритель сейчас ждет и ищет сказки, которую мы не умеем снимать. В третью очередь к упадку российского кино привела потеря социального героя. Мы не знаем, человек какой профессии и какого социального статуса должен стать народным героем сегодня. Собственно, эти факторы и составляют тот мотив, почему я решил снять комедию.
Судя по всему, комедии режиссеры в России начинают снимать просто так, от общей безысходности.