Колоссальные запасы сланцевого газа сулят потрясения на рынках энергоносителей и на геополитической арене, прогнозируют западные эксперты. По некоторым оценкам, только в Северной Америке можно добыть 1 биллион кубометров такого газа: при нынешнем уровне потребления этого хватит США на 45 лет. У Европы имеется, возможно, почти 200 триллионов кубометров сланцевого газа. Впрочем, даже оптимисты согласны с тем, что "сланцевая" революция - это дело будущего. Хотя ее предвестники уже ощущаются. В 2009 году в США было добыто 620 миллиардов кубометров газа - почти на 40 миллиардов больше, чем в России. Обогнать "Газпром" и другие российские компании американцам удалось благодаря резкому увеличению добычи сланцевого газа. Эта добыча стала рентабельной, когда появились новые технологии, в том числе в горизонтальном бурении.
Рост добычи газа в США отодвинул нас от американского рынка, и отрицательно сказался на наших газовых позициях в странах Европы.
Масла в огонь подлило сообщение о том, что нефтегазовый гигант ConocoPhillips начал реализацию программы бурения в Польше, рядом с Гданьском, на побережье Балтийского моря, а две другие американские нефтяные группы - ExxonMobil и Marathon, а также Talisman Energy из Канады намерены последовать ее примеру. Некоторые эксперты полагают, что Польша может стать крупным поставщиком газа для Европы и полностью закрыть собственные потребности в топливе. Если запасы Польши будут подтверждены, общие запасы газа в ЕС вырастут сразу на 47%.
По словам ведущего консультанта компании "Финэкспертиза" Дмитрия Ширяева, угроза от возможной добычи сланцевого газа в Европе пока только для "Газпрома" относительно неприятная перспектива, так как речь идет только о разведке. Технологии добычи пока относительно дороги и, что важно, не могут считаться вполне отработанными, что европейских экологов вряд ли устроит. Но учитывать на будущее этот фактор придется.
По мнению генерального директора Института национальной энергетики Сергея Правосудова, ожидать стремительного роста добычи газа из сланцев в Европе не приходится. Этому есть несколько причин. Во-первых, залежи сланцевого газа на территории ЕС пока совершенно не изучены. Во-вторых, в Европе гораздо больше плотность населения, чем в США, следовательно, извлечение сланцевого газа будет сопровождаться протестами со стороны рядовых граждан и экологических организаций. Технология добычи сланцевого газа подразумевает использование масштабных гидроразрывов пластов, когда 900-1000 тонн воды закачиваются в породу для вытеснения из нее газа. С этим можно было бы смириться, если бы использовалась простая вода, но в нее обязательно добавляют химические реагенты, а это может привести к заражению грунтовых вод и отравлению источников пресной воды. Даже в США, где к вопросам экологии относятся гораздо менее внимательно, чем в Европе, была запрещена добыча сланцевого газа в районе Нью-Йорка. Можно ожидать, что в ближайшее время европейские страны подвергнутся сильному давлению со стороны властей США, за спиной которых будут стоять американские сервисные компании. Ведь начало масштабной добычи сланцевого газа в Европе может принести им многомиллиардные прибыли. Сервисные компании, такие как знаменитая Halliburton, как раз и занимаются бурением скважин и гидроразрывами пластов. А бурить сланцы нужно постоянно. Если на традиционных месторождениях природного газа скважина работает порядка 30 лет, то на сланцевых ее производительность снижается на 70-90% к концу первого года эксплуатации. Следовательно, для поддержания добычи нужно постоянно бурить новые скважины и осуществлять гидроразрывы.
- Разработка инновационной технологии производства сланцевого газа в США, безусловно, - это "плюс" для развития отрасли в целом, - считает министр энергетики РФ Сергей Шматко. - Однако такие факторы, как высокие затраты по добыче нетрадиционного газа и его неконкурентоспособность по сравнению с более дешевым трубопроводным газом, нерентабельность производства в случае транспортировки сланцевого газа, так как в этом случае добавляются затраты на логистику, приводят к выводу, что сланцевый газ целесообразно реализовывать в местах добычи.
Для России гораздо актуальнее добыча метана из угольных пластов. Это не только позволит расширить базу газодобычи, но и обезопасит работу шахтеров. По словам заместителя министра энергетики Владимира Азбукина, доля угля в топливно-энергетическом балансе нашей страны с каждым годом будет возрастать. Это значит, что угольщики начнут уходить на более глубокие горизонты, где вести добычу топлива станет опасно. Выделение метана из угольных пластов при такой интенсивной добыче начнет увеличиваться в геометрической прогрессии. Небольшой пример. За последние пятьдесят лет угледобыча в нашей стране возросла в 2,8 раза. А выделение метана за тот же период - в 16 раз.
До недавнего времени в России не было инновационных технологий по добыче метана из угольных пластов. А за рубежом отработано два основных способа. Первый - добыча метана из нетронутых угольных пластов. И второй - его извлечение на полях уже действующих шахт. Чтобы откачать метан, в мире распространена технология гидроразрыва угольного пласта, когда под давлением газ вместе с водой поднимается насосами на поверхность, где происходит их дальнейшее разделение. Сейчас эта технология обкатывается в Кузбассе. Ученые утверждают, что в угольных пластах Кузнецкого бассейна залегает 13 триллионов кубометров метана.