28.10.2010 00:33
Власть

На Кубани детям, потерявшим родителей, находят новые семьи

На Кубани детям, потерявшим родителей, находят новые семьи
Текст:  Татьяна Хорошилова (Москва - Краснодар - Новолеушковская)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №41 (477)
Читать на сайте RG.RU

В кубанскую станицу Новолеушковская мы приехали с советником Госсекретаря Союзного государства Ниной Ерюхиной. С директором школы-интерната Татьяной Ивановной Курасовой она познакомилась на встрече, посвященной воспитанию детей, лишенных нормального детства. Возникла идея обменяться опытом между детскими домами Кубани и Беларуси.

- Когда говорят, что важно в воспитании личности, я отвечаю: роль семьи, - пояснила Нина Павловна. - А Татьяна Ивановна как раз пытается найти детям семьи.

Рассказали об идее Госсекретарю Союзного государства Павлу Бородину. Павел Павлович напутствовал: "Действуйте!"

И вот мы на Кубани.

В аэропорту нас встретила Татьяна Ивановна, внимательная, веселая женщина, и быстро на автомобиле доставила нас в Новолеушковскую. Станица оказалась большой, по-настоящему казачьей. Ее история связана с историей семьи Президента России Дмитрия Медведева.

Мы ехали по ростовской трассе, вдоль которой росли тополя, посаженные по инициативе Афанасия Медведева.

Свет родины

Афанасий Медведев защищал Кубань, воевал на Малой земле, где получил тяжелое ранение и контузию. Его назначили ответсекретарем партийной комиссии при политотделе 49-й учебной стрелковой дивизии в Краснодаре. В 1945 году перевели инструктором Краснодарского крайкома ВКП(б), а на следующий год его избрали секретарем Новолеушковского райкома партии. Так после войны он остался на Кубани, где восстанавливал страну.

"В 1953 году Афанасий Медведев стал первым секретарем Кореновского райкома КПСС. При нем колхозы собирали по 120 пудов озимой пшеницы с гектара, а станица преобразовалась в город: в домах появилось электричество, стали ходить автобусы, ремонтировались дороги. Страна переживала трудное послевоенное время. И когда открывались новые школы, детские сады, больницы, молочно-консервный комбинат в Кореновке, люди радовались своим победам".

Дочь Афанасия Медведева - Светлана Афанасьевна - по сей день живет в квартире покойных родителей в Краснодаре, поблизости пересечения улиц Красной и героя Брестской крепости Петра Гаврилова. Поэтому очередной остановкой в нашем маршруте по Кубани стал Краснодар.

- Приезжал Хрущев. Похвалил за работу, - рассказывает Светлана Афанасьевна нам о своем отце. - Наградили председателя сельсовета и первого секретаря райкома партии. Дали машину и радиоприемник. Как вы думаете, что папа выбрал?

- Радиоприемник, - твердо говорит Татьяна Курасова.

- Отец сказал, - продолжает Светлана Афанасьевна, - советская власть мне дала все.

- Светлана Афанасьевна, вы заслуженный учитель России, что окончили?

- Факультет иностранных языков. Знаю немецкий, английский, латынь. Знаю немного итальянский, так как мне приходится петь.

- Что?

- Пою классику.

Светлана Афанасьевна - статная женщина, строгая к себе и окружающим. Скромная, как утверждают окружающие. Поет в народной вокальной краснодарской студии Дома ученых больше сорока лет. Вокалистами хора стали врачи, инженеры, ученые, преподаватели.

А еще Светлана Афанасьевна - кавалер ордена Дружбы народов. На ее счету шесть сборников стихов. Недавно прошла презентация ее нового альбома "Свет Родины", песенный сборник, написанный совместно с кубанским композитором Игорем Корчмарским, который она подарила советнику Госсекретаря, а Нина Павловна ей, в свою очередь, - фотоальбом "Бородин и дети".

Когда Нина Павловна, рассказывая о себе, сказала: "Я - белоруска!", Светлана Афанасьевна рассказала о своих корнях...

- Папа считал, что родители, Федор Федорович и Домна Алексеевна, - добавляет Светлана Афанасьевна, - приехали в Центральную Россию из Беларуси.

... Когда мы жили в Новолеушковской, я училась в первом классе, брат мой работал один год учителем. В семье Медведевых существовало мудрое правило: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Папа приехал как-то часов в одиннадцать - я в это время спала - и сказал маме: "Я теперь пенсию как инвалид Великой Отечественной войны получать не буду".

- Как? Почему?

- Я был в детском доме и свою пенсию, сколько жив буду, буду переводить в детский дом.

Ремонт

...На берегах речки расположена специальная коррекционная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии. Здесь находятся не просто дети-сироты, а дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья (восьмого вида). Восьмой вид развития - умственная отсталость.

Школа появилась в 1923 году по инициативе женсовета станицы Новолеушковской. Но громкую славу школа обрела в 2006 году. И вот почему.

В школе затеяли ремонт.

- 15 октября 2006 года, - рассказывает директор школы Татьяна Ивановна Курасова, - школу переводили на газ. На время ремонта воспитанников собирались отправить в санатории и пансионаты. Но директор Новолеушковской школы-интерната Татьяна Курасова обратилась к педагогам и односельчанам с просьбой на время приютить у себя детей.

129 детей ушло в 54 семьи. Это были 45 семей сотрудников школы и девять семей жителей станицы.

Ремонт закончили в феврале. И когда появилась возможность детей вернуть обратно, никто не вернул. Часть детей жила в санаториях. Когда они вернулись в Новолеушковскую, то их тоже стали разбирать по семьям.

С 2006 года воспитывались в семьях 229 детей, и ни одного возврата ребенка не было.

К 2008-му новые семьи обрели все ребята.

В чем секрет "новолеушковской сенсации"? Что движет взявшими ребят людьми? Ведь решиться на такой шаг способен не каждый. Детей из обычных детских домов трудно пристроить в семью, а здесь ребятишки с непростыми диагнозами.

- Как же я верну ребенка, если он называет меня мамой? - говорила одна воспитательница.

Медики и психологи отмечают, что подопечные приемных семей стали менее агрессивны и возбудимы. У половины отмечаются значительные улучшения в учебе, у детей расширился кругозор. Многие впервые узнали в семье о каких-то бытовых мелочах, с которыми в интернате никогда бы не столкнулись. Одна девочка написала письмо Деду Морозу: "У меня есть семья - мне ничего не надо..."

Когда мы приехали в эту школу, она была пуста - дети находились в семьях. Мальчик или девочка числится в интернате, его интересы во всех инстанциях представляет директор этого заведения. Ребенок проводит здесь весь день. Каждый взрослый должен утром привести, а вечером забрать своего подопечного. Во второй половине дня, после школьных уроков, идет коррекционная и дополнительная работа с детьми. Специалисты консультируют и взрослых. Впрочем, большинство новолеушковских ребят попали в семьи педагогов школы-интерната. Это вполне оправданно, поскольку речь идет о детях с отклонениями. Таким образом, новые родители часто находятся с детьми и в школе, и дома.

Чтобы отношения в семье были комфортными, школа дарит такие подарки (саженцы деревьев), которые объединяют всех членов семьи. Одной девочке, обретшей семью, сказали: "Какая ты красивая!" - "Это потому что я домашняя", - ответила она.

В разговоре с приемными родителями меня интересовала мотивация приема ребенка в семью. Никто не ставил материальную сторону главной.

Служба сопровождения

Для успешной адаптации ребенка в семье в школе работает Служба сопровождения семьи.

- В службе пять опытных педагогов и психологов, - рассказывает Надежда Поломарен, заместитель директора по коррекционной работе, - она готовит семьи к приему детей из детских домов. Когда семья желает принять ребенка на воспитание, с ней начинают работу. Сначала идет знакомство, выяснение, зачем люди хотят взять ребенка на воспитание. Обязательно знакомят с нормативно-правовой базой в отношении семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Будущие родители должны знать психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, психологический портрет ребенка-сироты.

Вот темы занятий с будущими патронатными родителями. "Депривация (несовпадение ценностных ожиданий с реальными условиями жизни), ее проявления и коррекция".

"Помощь ребенку, переживающему утрату потери. Подготовка семьи к принятию ребенка. Подготовка ребенка к переходу в семью. Знакомство с ребенком".

"Процесс адаптации: адаптация детей, адаптация родителей. Этапы адаптации. Привязанность. Способы развития привязанности".

"Отношение приемных родителей к личности, истории и кровной семье ребенка".

"Учет типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка. Темперамент как основа поведения ребенка".

"Поощрение и наказание. Ценные указания в области наказания".

"Особенности здоровья детей, оставшихся без попечения родителей. Влияние наследственности на здоровье и поведение детей".

"Возрастная психология. Общие закономерности психического развития. Тревожные дети".

"Праздник в семье. Каким ему быть. Семейные традиции".

- Служба сопровождения создана в Краснодарском крае, но на федеральном уровне нет такого органа, который определяет функции, статус людей, которые находятся в этой службе, их защищенность (пенсионное обслуживание и т. д.), - рассказали мне. - Это очень важный вопрос. Надо как-то его решать, чтобы не было возвратов детей. Мы считаем, что родителям должна даваться медицинская основа, педагогическая, психологическая, социальная, юридическая. На федеральном уровне надо сделать документ, который регламентировал бы всю деятельность службы сопровождения, создать единую программу рекомендательного плана для всей России.

Службы сопровождения существуют в разных регионах, качество выполняемой работы не всегда высокое. Об этом можно судить по числу возвратов детей, а это очень страшно, когда ребенок снова теряет родителей, потому что родитель не был готов. "У нас нет возврата детей, - говорит Татьяна Курасова.- Этот показатель невозвратности говорит о добротности нашей программы. И поэтому мы ставим задачей пропаганду тех методов работы, тех знаний, которые мы наработали: это не только лекции, но песочная терапия, игротерапия, тестирование.

У нас большую роль играет сельский менталитет. Если в большом городе вернут ребенка, кто об этом узнает. А в селе так не принято - мы на виду друг у друга. Возврат будет осужден в сельском обществе".

Кубанцы - люди-труженики, и дети рядом с ними вырастают трудолюбивые. Ребенок на равных работает в семье.

Чем занимаются детские дома Москвы? В лучшем случае детей поведут на Арбат, в музей, но они не умеют трудиться. Если бы была моя воля, сказал один эксперт, я все детские дома и интернаты вывел бы в деревню. В деревне научат жизни!

Про корову Маньку

В деревне научат жизни. Как?

- У этих детей заниженные знания, и в обычной школе такие ребята не тянут. Значит, - объясняет Татьяна Курасова, - дети должны научиться трудиться, жить в социуме.

Подсобное хозяйство школы-интерната началось с коровы Маньки. Когда-то она жила в поселке Пашковском. Чтобы спасти Маньку от голодной смерти, хозяйка решила сдать ее на мясокомбинат. На мясокомбинате она так жалостливо прощалась с коровой, что у мясников не поднималась рука убить Маньку. Корова была дойной. И тут на мясокомбинат заглянула Татьяна Курасова, которая приехала сюда в поисках шефов.

- Если возможно, - говорит Курасова, - дайте нам молодняк крупного рогатого скота, мы его вырастим, вам отдадим стоимость рогатого скота, а разницу заберем себе. И это был бы наш первый капитал.

- Директор мясокомбината смотрит на меня, - рассказывает Татьяна Ивановна, - и говорит:

- А корову хотите?

- Хочу!

Так Маньку привезли в Новолеушковскую. Через год она подарила Звездочку. С Маньки началось подворье.

За 10 лет школой в качестве учебной базы создано большое подсобное хозяйство: 87 гектаров полей, 3,8 гектара пастбищ, 2 гектара огородов. На животноводческой ферме - 29 голов крупного рогатого скота, из них 12 голов дойных коров, 45 свиней, 60 овец. На пасеке 11 семей пчел. На территории школы заложен молодой виноградник из 500 кустов. Трудовое обучение осуществляется по 7 профилям: столярное дело, строительное, обувное, швейное, прикладной труд, сельскохозяйственный, животноводство.

По итогам 2009 года школа заняла в крае первое место за организацию подсобного хозяйства и постановку трудового обучения, а в 2007-м - третье место в Международном конкурсе им. А.С. Макаренко среди школ-хозяйств. С 2008 года директор школы Курасова является постоянным членом жюри этого международного конкурса. Идеи Антона Макаренко нашли свое воплощение, когда Россия переживала слом общественного, экономического, духовного строя. И сегодня многие дети оказались в аналогичной ситуации. В новолеушковском интернате детей через реабилитирующую и развивающую форму человеческого общежития возвращают в полноценное общество.

Поездка в Новолеушковскую школу-интернат дала толчок для разработки проекта комплексной программы Союзного государства, посвященной проблемам детей с ограниченными возможностями.

...Новолеушковская - станица большая. Детский дом утопает в зелени, газонах, освещаемых ночью, орошаемых круглосуточно. Внутри идеальная чистота и уют. Шторы на окнах, покрывала на кроватях сшиты собственными руками. Кабинет психологической разгрузки оборудован в соответствии с наукой. Во дворе даже есть музей казачьего быта с ткаными половиками, старинной казачьей утварью.

Говорят, Татьяна Ивановна Курасова тяжело переживала смерть матери, которая раньше работала в школе, что располагалась в здании интерната. Молилась: "Если душа твоя жива, откликнись". И вот педагоги интерната отправились на ярмарку с пирогами, караваем. Один каравай был таким замечательным, что его прохожие захотели сфотографировать. Когда они стали фокусировать объектив фотоаппарата, каравай заискрился каким-то неоновым светом. Это, говорили, душа матери подала знак.

Справка "СОЮЗа"

В крае в последние четыре года уменьшилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно более чем на 10 процентов. По итогам 5 месяцев нынешнего года в крае выявлено 734 ребенка, что на 21 процент меньше, чем за аналогичный период 2009 года. Всего в крае на 1 января 2010 года 20 163 ребенка, оставшихся без попечения родителей. Из них находились на воспитании в семьях 17 860 детей. Кроме того, 1670 детей переданы под опеку родителями добровольно. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение ряда лет в крае составляет около 2 процентов.

Проведение целой системы мероприятий позволило сегодня перейти от подбора ребенка для семьи к обратному процессу. Каждому ребенку с его проблемами и нуждами подбирают соответствующую семью.

Региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в основном из подростков мужского пола. Детей дошкольного возраста, тех, кто наиболее востребован потенциальными усыновителями, на учете в банке данных только 6 процентов. Причем только у 2 из них физическое и психическое развитие соответствует возрасту. Департаментом семейной политики проводится системная работа по подготовке кандидатов в замещающие родители и дальнейшему психолого-медико-педагогическому сопровождению семей. Разработана система оценки психологической готовности кандидатов к приему ребенка в семью и осуществления деятельности по его воспитанию и содержанию. В интернатных учреждениях и учреждениях системы образования действуют 44 Школы приемных родителей.

Возраст приемных родителей разнообразен: старше 50 лет - 23,7 процента, до 30 лет - 2,8 процента.

Различен и уровень образования приемных родителей: 55,8 процента имеют среднее специальное образование, 23,8 - высшее, 20,4 - начальное профессиональное. Педагогическое образование имеют 27,2 процента. В зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка замещающей семье ежемесячно из краевого бюджета выплачивается от 12 до 14 тысяч рублей.

Если в ряде субъектов доля усыновленных гражданами иностранных государств составляет до 30 процентов и более, то в Краснодарском крае только 3 процента (15 детей) усыновлено иностранными гражданами. В настоящее время в семьях жителей Кубани воспитывается 9 из 10 детей, оставшихся без попечения родителей.

Регионы Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ