28.10.2010 00:10
Происшествия

Журналист из Санкт-Петербурга нажился на сердобольных Интернет-пользователях

Журналист собрал на лечение "тяжелобольной девочки" 400 тысяч рублей. И потратил их на покупку новой машины
Текст:  Людмила Безрукова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №245 (5324)
Читать на сайте RG.RU

История эта началась весной прошлого года, когда вполне успешный петербургский журналист Кирилл Балберов обнародовал на одном из популярных интернет-сайтов материал о Раечке Лукашевич из новгородской глубинки.

Несите ваши денежки

Девочка, писал автор, он же - "официальный представитель семьи Лукашевич", "тяжело больна, а денег на врачей у семьи нет". Правда, добавлял он, некий "иностранный фонд уже выделил грант на ее лечение", только получить его она не может из-за "разных бюрократических проволочек". Как только получит, тут же всем доброжелателям вернет их займы. В общем, без слез читать невозможно.

Свое письмо-обращение Балберов разослал тем знакомым, кто, как и он, имел выход в Интернет. В большинстве своем это были студенты питерских вузов. Среди них - ныне пятикурсница СПбГУ Александра Грамажапова.

- Я познакомилась с Кириллом три года назад, - рассказала она. - Он показался мне весьма обаятельным, хотя чисто внешне ничем не примечательный парень. Стали общаться. Я писала по его просьбе в газету, которую он тогда редактировал. Хорошо помню и то обращение о финансовой помощи семье Лукашевич, которое он прислал мне в мае 2009 года. Прочитала, и так жалко стало девочку! Что-что, а писать Балберов умеет. Он попросил меня разослать это письмо всем моим знакомым. Мол, чем больше людей узнает, тем больше денег на благое дело соберем...

Одни рассылали обращение Балберова своим друзьям по почте, другие - по разным сайтам, третьи рассказывали о нем при встречах знакомым. Круг "почтальонов" стремительно расширялся. Уже к июню на счету, указанном предприимчивым 24-летним журналистом, набралось 100 с лишним тысяч рублей. Проникшись сочувствием к Раечке Лукашевич, присылали кто сколько мог - от 1700 (минимальный единовременный взнос) до 50 000 (максимальный) рублей.

Среди благотворителей оказались и несколько известных в Питере журналистов. Один из них, попросивший не называть его имени, признался корреспонденту "РГ", что подобное случилось с ним впервые в жизни - "чтобы так глупо попался на удочку мошенника". Этот опытный сотрудник уважаемого городского телеканала не просто откликнулся на просьбу о финансовой помощи Раечке, перечислив на ее лечение часть своей зарплаты, но и лично выступил в телеэфире, поведав историю горожанам и обнародовав банковский счет для желающих последовать его примеру.

Очень точно рассчитал все Балберов. Получалось, не он собирал деньги "на девочку", а чуть ли не весь журналистский Петербург. Ну как не поверить?

Филькина грамота

К тому времени Кирилл организовал на престижной Петроградской стороне некий "гуманитарный клуб Франсуа Рабле". В Интернете клуб был представлен "учебно-просветительским учреждением". Набрал преподавателей и стал зазывать на занятия опять-таки своих знакомых. Брал немного - по 300-400 рублей за одну лекцию.

А заодно и со слушателей, и с преподавателей на помощь все той же Раечке. Сила убеждений и обаяния новоявленного комбинатора была такова, что о квитанциях, договоре никто не вспоминал.

До тех пор, пока один преподаватель, прежде чем внести деньги, не попросил Кирилла представить ему доказательства, подтверждающие рассказ о Лукашевич, а также необходимые финансовые документы. Случилось это вскоре после того, как Балберов купил себе новую машину. Когда же вместо доказательств Кирилл попросту отмахнулся от назойливого коллеги, тот обратился в милицию.

Разбирательство заняло не один месяц. По ходу выяснилось, что "гуманитарный клуб" юридически не зарегистрирован. То есть и тут - чистой воды липа.

Три года условно

В мае Балберов был задержан сотрудниками ОБЭП ГУВД Петербурга и области. Согласился помогать следствию, заявив, что признает себя виновным по всем статьям обвинения.

Следствие установило имена 22 человек, преимущественно петербуржцев, перечисливших Балберову деньги "на лечение девочки". Позже, на суде, он представил чеки на общую сумму 80 000 рублей, заверив, что это те деньги, которые он "занимал у граждан, а теперь вернул". Правда, среди присутствовавших в зале заседания нашлись граждане, которые заявили, что никаких денег им никто до сих пор не вернул. Но обвиняемый и тут выкрутился: "Отправил их вам накануне вечером".

Его пламенной речи на суде позавидовал был сам Остап Бендер. "К сожалению, я не Михаил Ходорковский, - сказал Балберов, обращаясь к залу. - Не готов в данный момент моей жизни из-за 150 тысяч рублей, которые осталось отдать, терять время, здоровье, а может, и что-то большее, отправляясь в тюремную камеру. Потому я подписал признательные показания. Соглашался на это, понимая, что те люди, которые мне близки, мне все равно верят".

Василеостровский районный суд Петербурга при участии государственного обвинителя прокуратуры Василеостровского района признал Кирилла Балберова виновным в совершении более 20 эпизодов мошенничества (ч. 1, 2 ст. 159 УК РФ). Приговор суда - 3 года условно.

Сейчас он опять в Сети. Пишет о себе, о знакомых. Пишет красиво, зачитаешься. Похоже, и после суда о каких-то морально-нравственных переживаниях фигуранта говорить не приходится.

Бди!

Как не попасться на удочку мошенника

Евгений Вышенков, по первой профессии оперуполномоченный, ныне замдиректора Агентства журналистских расследований (Петербург):

- История с Кириллом Балберовым показательна для нашего времени. Лично меня она не удивила. Кто-то скажет: как мог журналист дойти до такого? Но это в прежние годы журналисты в подавляющем большинстве действительно были кристально честными, порядочными, ответственными. Ныне в журналистике, как, собственно, во всех других профессиях, хватает людей непорядочных, и даже, как видим, мошенников. Как тут быть тем, кто искренне сопереживает попавшим в непростую ситуацию соотечественникам?

Ответ подсказывает здравый смысл. Не надо слепо верить всему тому, что появляется в Интернете, особенно когда речь идет о сборе некой суммы денег. Надо проверять! В случае с девочкой Лукашевич вполне реально было выйти на сайт администрации Новгородской области, там указаны все населенные пункты региона, телефоны. Сразу бы стало понятно, что кто-то просто "разводит" на деньги.

Криминал Санкт-Петербург Северо-Запад