Два месяца понадобилось иранским и российским специалистам, работающим на АЭС в Бушере, чтобы завершить проверочные процедуры, получить разрешения надзорных органов и начать загрузку ядерного топлива непосредственно в реактор.
Первые тепловыделяющие сборки (сокращенно - ТВС) с помощью специальной перегрузочной машины отправились из временного хранилища на место своей будущей работы ранним утром 26 октября. Подчеркивая важность этой процедуры в предпусковом графике АЭС и ее символическое значение для всего проекта, в российском "Атомстройэкспорте" сообщают о начале с аптекарской точностью: 04.03 по московскому времени. Пустовавший до этой минуты корпус реактора перестает быть просто гигантской стальной "кастрюлей", а становится средоточием спящей до поры энергии атомных ядер урана, запечатанных в циркониевые оболочки твелов.
Согласно процедуре физпуска ее разбудят пучком нейтронов лишь после того, как будут загружены все тепловыделяющие сборки (по проекту - 163), а сам реактор герметично запечатают крышкой со сложной системой исполнительных механизмов и приводов управления. Из открытой "кастрюли" реактор превратится в замысловатую "пароварку", чтобы высвобожденную в ней ядерную энергию путем сложных превращений, с использованием парогенераторов, турбины, электрогенератора, трансформаторов и высоковольтных линий, сделать привычным для всех электричеством. А никак не бомбой, чем не перестают пугать мировую общественность оппоненты нынешней политики иранского руководства и критики российского сотрудничества с Ираном в атомной сфере.
Как сообщили в "Росатоме", загрузка топлива займет примерно месяц. Затем, если все пройдет в штатном режиме, реактор выведут на минимально контролируемый уровень мощности. По оценкам российских экспертов, хорошо знакомых с практикой предпусковых процедур на АЭС, энергоблок в Бушере вряд ли сможет выйти на полную мощность до конца нынешнего года. А вырабатывать энергию в промышленном масштабе он сможет в лучшем случае к концу 2011-го.
Тем временем
Атомная электростанция в иранском Бушере не вызывает обеспокоенности в Вашингтоне - такой была реакция госсекретаря США Хиллари Клинтон на свежие новости с площадки АЭС. "Проблема - это не реактор в Бушере, проблема в ядерных объектах, таких как Натанз, секретные объекты в Куме и других местах, где, как нам кажется, производится ядерное оружие", - передают информ агентства слова Клинтон. По ее признанию, Тегеран "имеет право на производство мирной атомной энергии".