Удобные парковки, развитие общественного транспорта и лишь потом - строительство новых дорог. В такой последовательности новый мэр столицы намерен вести наступление на пробки, которые, по его выражению, уже "достали москвичей". Об этом он заявил вчера на совещании, посвященном транспортному развитию города.
Готовился к нему Сергей Собянин основательно. Накануне вечером с крыши 14-этажного бизнес-центра на улице Лесной посмотрел, что происходит на площади Белорусского вокзала в самый час "пик". Открывшаяся картина мало порадовала. Перегороженная площадь, где уже не первый год ведутся строительные работы, полна машин почти всегда. Москвичи, у которых есть возможность, обычно стараются объехать ее стороной. Городские власти обещали закончить наземные работы на ней как раз в 2010 году, но до сих пор там идет лишь вынос инженерных коммуникаций. Впрочем, даже то, что идет, уже хорошо. Дело в том, что почти год работы на ней были остановлены. Сначала они затормозились из-за того, что строители наткнулись на коммуникации, не обозначенные ни в каких планах города, а инвестор, за счет которого финансируется стройка, не захотел нести дополнительные затраты на их вынос. Какое-то время ушло на разборки, кому платить. Эти расходы - 1 миллиард рублей - городской бюджет взял на себя.
По новым графикам вынос коммуникаций намечено завершить до конца года, а в первом квартале будущего года - вплотную заняться сооружением центрального ядра подземного комплекса с торговым центром и паркингом на 1410 машино-мест.
Впрочем, даже если строители уйдут с площади под землю и не будут больше мешать движению, как сейчас, полностью проблемы данного транспортного узла это не решит. Дело в том, что предстоит еще реконструкция так называемого путепровода Белорусского вокзала. Первоначально в проекте "Большая Ленинградка" его не было, но потом архитекторы поняли, что если самое узкое место на стыке улицы Тверской с Ленинградским проспектом не расширить, то с ветерком по главной магистрали столицы не прокатишься и после реконструкции. К тому же выяснилось, что путепровод на 70 процентов изношен, а для того, чтобы под ним расширить "дырку" с Бутырского Вала на Грузинский Вал - для увеличения пропускной способности, его надо поднять примерно на 70 сантиметров. Предложение архитекторов проложить на время этих работ справа временный путепровод - для того чтобы не создать дополнительных препятствий для движения транспорта, мэр поддержал. Но времени дал на все про все лишь год, хотя прежде речь шла о том, что меньше чем за два года это сделать невозможно.
С улицы Лесной мэр попытался проехать по Садовому и Бульварному кольцам и лишний раз убедился, насколько в столице вечером это проблематично. Позже, на совещании, Сергей Собянин скажет: "Машины в центре стоят возле бордюра в два ряда. Что толку строить новые улицы, если на старых не можем навести порядок?" Между тем так называемые мелочи, на которые обратил внимание градоначальник, действительно могут существенно разгрузить перегруженные магистрали. Для этого достаточно где-то расширить карман для автобуса, чтобы во время остановки он не мешал движению, где-то организовать дополнительный съезд. Раньше Москва активно этим занималась, но начиная с 2008 года бросила, сначала - под предлогом финансового кризиса, потом - увлекшись грандиозными проектами. Между тем, по оценке экспертов, в городе найдется не меньше тысячи мест, где недорогие и не требующие большого времени меры увеличат пропускную способность существующих улиц на 5-7 процентов.
Остро поставил мэр и вопрос о необходимости строительства и организации по всему городу паркингов. "Административные санкции за неправильную парковку должны быть, - считает он, но лишь в случае, если у человека есть куда на законном основании поставить машину".
Достаточно быстрый эффект улучшения ситуации на дорогах столицы, по мнению Сергея Собянина, может дать развитие общественного транспорта. И в первую очередь - метро. Причем путем не только удлинения существующих линий, но и создания радиусов между ними, которые с целью удешевления можно прокладывать и по земле. Проект такой линии до района Солнцево уже существует давно. Впрочем, с чего город начнет метростроение более быстрыми темпами, чем оно шло до сих пор, и насколько эти темпы могут вырасти, речь пойдет на самом ближайшем заседании правительства Москвы.
А вот вопрос обновления и расширения парка наземного общественного транспорта уже решен. Как стало известно корреспонденту "РГ", на эти цели Сергей Собянин намерен направить уже в будущем году 3 миллиарда рублей вместо 1 миллиарда, запланированного в проекте бюджета-2011. При удачном проведении конкурса на эти средства Москва сможет закупить 200-300 новых автобусов. А для того, чтобы автобусы не торчали в тех же самых пробках, в которых стоят часами машины, до конца этого года он дал задание департаменту транспорта и связи организовать 20 новых выделенных полос для общественного транспорта. Пока же в Москве существует лишь единственная такая полоса - на Волоколамке. "Если не принять экстраординарные меры, Москва просто встанет", - сказал мэр.