02.11.2010 00:45
Экономика

В России вступили в силу новые правила полетов больших и малых самолетов

Вступили в силу новые правила на маршрутах в небе
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (5327)
Читать на сайте RG.RU

Для их изучения авиакомпаниям, летным училищам и школам, аэроклубам и частным владельцам самолетов-вертолетов, а также многочисленным диспетчерским службам отвели достаточно времени.

Хотя постановление правительства РФ N 138 увидело свет еще в марте нынешнего года, новые правила полетов заработали только сейчас. Российское небо они как бы разделили на две части - нижнее и верхнее. Граница между ними пролегла на высоте 8100 метров. Все, что выше - это зона для маршрутов магистральных самолетов. Там экипаж обязан управлять воздушным судном по приборам, постоянно держать связь с диспетчерами и на различных этапах полета занимать указанную высоту. В авиации это называется эшелонированием. Зато пилотов не ограничили в выборе скорости движения. Как правило, летчикам ее диктуют погодные условия и расписание рейсов. В привычный для экипажей порядок небесной работы новые правила существенных корректировок не внесли.

Чего не скажешь о полетах малой авиации. Здесь перемены действительно существенные. Начнем с того, что на смену разрешительному принципу эксплуатации легкой авиатехники пришел уведомительный. Иными словами, пилоту одномоторного учебно-тренировочного или спортивного самолета теперь не надо за сутки до старта подавать заявку с расписанным чуть ли не по секундам и метрам маршрутом движения, а затем ждать "добро" на вылет. Достаточно письменно, устно или через Интернет проинформировать службу управления воздушным движением о своем намерении подняться в воздух, и - вперед.

Понятно, что анархии в небе допускать нельзя. Поэтому упрощенные правила вылета сопровождены целым рядом жестких требований. Прежде всего "зеленый свет" включен только для владельцев удостоверения пилота. За тем, чтобы в кабине самолета-вертолета не оказались случайные люди, будут строго следить должностные лица аэродромов. Они же возьмут на себя ответственность, чтобы пилоты не выходили за границы выделенного им воздушного пространства. Если человек нарушил правила, например, слабо изучил маршрут и оказался за пределами зоны, это грозит ему отлучением от неба, а то и более серьезными последствиями. То же касается воздушных хулиганов, которых не спасут от летной дисквалификации ни деньги, ни высокое положение.

Зато дисциплинированных и хорошо подготовленных летчиков ждут некоторые преференции. К примеру, у человека, из месяца в месяц летающего без замечаний, не будет необходимости то и дело связываться с диспетчером, докладывать ему о малейших нюансах своего полета. О том, что он проходит штатно, наземные службы и так узнают по засветке на экране локатора. Понадобится пилоту совет или возникнет нужда подкорректировать его действия с командно-диспетчерского пункта, тогда задействуют каналы двусторонней связи.

Но как относительная свобода летчика соотносится с требованиями противовоздушной обороны страны? Не откроет ли она путь какому-нибудь новому Матиасу Русту или его последователям с российскими паспортами? Разработчики новых правил говорят, что такого не случится. Их главный аргумент опять же лежит в области права. Российскими законами жестко ограничены зоны полетов, в том числе - малой авиации. На территории страны есть объекты и целые районы, где запрещено появление любых самолетов и вертолетов. Окажись они вблизи запретной территории, в дело вступят подразделения ПВО. Они охраняют важнейшие промышленные и административные объекты России и церемониться с нарушителями воздушного кордона не станут. Для начала военные предложат пилоту вернуться на указанный маршрут. Не выполнит команду - могут сбить. Так что вольничать в небе не в интересах летчиков.

Разработчики новых правил уверены, что их новации не только развяжут руки любителям авиации, но и будут способствовать развитию национального авиапрома и нашей аэродромной сети. По некоторым данным, активное привлечение людей к малой авиации потянет за собой создание сотен современных взлетно-посадочных полос со всей необходимой инфраструктурой. Среди "минусов" нововведения специалисты называют вероятную интенсификацию полетов, что не может не сказаться на безопасности воздушного движения. А еще - неудобства, которые пилоты малой авиации доставят жителям близлежащих к аэродромам населенных пунктов.

Авиатранспорт