02.11.2010 00:10
Общество

Леонид Радзиховский: Очередной эксперимент по окультуриванию ТВ провалился

Текст:  Леонид Радзиховский (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №248 (5327)
Читать на сайте RG.RU

На вопрос, почему наше ТВ такое пошлое, всегда отвечают очень просто.

Потому что зритель - еще пошлее!

"Пипл хавает", "клиент всегда прав" - вот вечный ответ на вечные упреки.

Основной вопрос ТВ-философии неразрешим.

Чья пошлость первична - дурака зрителя или ловкача продюсера? Кто кого за нос ведет? (КУДА ведет, вопрос не стоит, это всем очевидно).

Как водится, обе стороны кивают друг на друга. ТВ-мастера объясняют, что они только обслуживают население, сгибая творческие выи, лезут в игольное ушко зрительского интеллекта. "Защитники населения", журналисты, гневно обличающие "зомби-ящик", говорят о "воспитании пошлости", растлении малых сих и прямом оболванивании "зрительской массы".

Сами по себе споры о ТВ-курице и зрительском яйце вполне бесплодны.

Интересно совсем другое - можно ли эту ситуацию как-то ИЗМЕНИТЬ?

Возможно ли ТВ, привлекающее не скандалами, разговорами "про это" и демонстрациями "этого же", а чем-то все-таки другим.

Кстати, такое ТВ совсем не обязано быть "планово-дотационным".

Дело в том, что если все сгрудились на золотой поляне скандалов-криков, то это значит, что конкуренция там жесточайшая. Перескандалить всех почти невозможно.

В таких условиях, может быть, вполне выгодно попробовать перейти на другую, нетоптаную поляну. Там, разумеется, такого большого рейтинга в принципе не добиться - но и конкуренция ниже. Так что расчет есть... Классический закон рынка, закон сообщающихся сосудов.

Ну и, наконец, сами телевизионщики - "тоже люди".

Их мотивация не всегда сводится к "только бизнес - ничего личного". Есть и творческие интересы, часто хочется сделать что-то свое, незаезженное, попробовать "по-другому".

Конечно, "не такой как все" канал существует - "Культура". Но его рамки достаточно ограничены названием.

Более амбициозная попытка связана с Национальной медиа группой (НМГ).

Как известно, она объединяет "Пятый канал", РенТВ, ОАО "Национальные телекоммуникации" (кабельные сети) и ряд печатных СМИ.

Создана НМГ в феврале 2008-го группой частных АО. Больше 50% акций принадлежит банку "Россия", входят также "Северсталь", "Сургут нефтегаз" и т.д. Это я к тому, что акционеры - вполне солидно-стратегические.

Известно, что РенТВ традиционно выделяется на нашем ТВ наиболее независимой информационной политикой. По сравнению с "большими каналами" позволяет себе большие вольности, появляются там и те люди, которые по странной случайности не светятся на основных федеральных каналах. И после того как РенТВ перешло к НМГ, никаких перемен вроде "завинчивания эфира" (чего многие опасались!) не наступило.

А 9 месяцев назад руководить каналами позвали команду А. Роднянского. И на РенТВ вместо программы "Голые и смешные" и сериала "Солдаты" появилось лучшее правовое ток-шоу нашего телевидения - передача Андрея Макарова. Говоря "лучшее", я выражаю не только свою точку зрения - такова единодушная оценка всех экспертов. Не говоря уже о том, что Макаров реально "нашел себя" (понятно, что он работает не ради денег или известности, видно, что человек просто самореализуется, "ловит кайф"), у программы есть еще одна "фишка". Она довольно проста. В известном анекдоте, когда Сталина спросили: "Так что же такое" соцреализм?", вождь в ответ пыхнул трубкой: "Говорите ПРАВДУ. Это и есть соцреализм". Так вот: шоу Макарова - это не соцреализм, это правда. В максимально возможной на ТВ степени.

Еще большие перемены НМГ задумала на "Пятом канале". Известно, что Петербургское ТВ (собственно "Пятый" до его приобретения НМГ) всегда отличалось от федеральных каналов большей "вдумчивостью". Может, это "национально-петербургская черта"?

А в начале 2010-го "Пятый канал" - извините за штамп - "преобразился с приходом новой команды". Решено было традиции "вменяемого разговора для вменяемых зрителей" поднять на другой уровень.

Почти все лучшие ТВ-журналисты (в том числе работающие на других каналах) пришли туда. С. Сорокина. Н. Сванидзе. Л. Млечин. Приглашен был Д. Быков. Все программы оригинальные, со своей концепцией.

Преимущества канала не в том, что это известные люди, есть на ТВ и не менее (и более) известные. Преимущество в другом: на "Пятом" этим людям не мешали думать, от них не требовали прятать интеллект, прикрывать его фиговым листком пошлости и скандала, как бывает с другими ведущими (совсем "по жизни" не глупыми людьми!), на других каналах.

Концепция нового руководства канала - А. Роднянский, Н. Никонова, В. Ханумян - на этом и была построена. Привлечь того забытого зрителя, которого тошнит от "желтого экрана". Более того, попробовать немного "переформатировать" и стандартного потребителя ТВ-скандалов, показать ему, что на экране можно не только кричать, но иногда и говорить, и это, в общем, не больно и не страшно. (Я, разумеется, не хочу сказать, что "Пятый канал" - это какие-то нудно-академические чтения или натужная "элитарность". Понятно, что там есть и острые столкновения, и голос повышают, словом, это и правда шоу для обычных людей. Шоу - но не цирк-шапито... В общем, надеюсь, читатели сами видели какие-то программы и могут оценить, чем "пятые шоу" отличаются от других).

Понятно, что все это предполагало игру вдолгую.

Да, обычная ТВ-программа - продукт скоропортящийся. Или в течение нескольких эфиров (максимум месяц-другой) она "выстрелит" - или ее надо снимать. Но штука в том, что речь-то в данном случае идет - если применить театральную метафору - не об отдельном новом спектакле, а новом театре. А это уже требует гораздо большего времени...

Меньше чем за год новый "Пятый канал" добился немалого. Он вполне популярен не в таких уж узких кругах, точнее, в узких кругах, формирующих широкое общественное мнение. Ряд программ у всех на слуху.

Словом, "процесс пошел".

Но, разумеется, никакого "прорыва в рейтингах" не произошло и произойти не могло. Вот в течение следующего года могло бы определиться - начнет рейтинг канала "протекать сверху вниз", от критиков и "продвинутых зрителей" к "широкой зрительской массе" или нет.

Однако сейчас над "Пятым", как говорится, "сгустились тучи".

Недавно был уволен гендиректор НМГ Ханумян - один из авторов новой концепции вещания. В ТВ-мире говорят, что "подвисла" и вся команда, на каналы опять придут новые люди, снова начнется "перестройка"...

Если действительно канал начнут "рыть в другом направлении", это будет печально.

Значит, очередной эксперимент по окультуриванию ТВ провалился. И на поставленный в начале статьи вечный вопрос следует вечный ответ - ДРУГОГО ТВ "нам" не нужно. Зритель его не принимает - голосует кнопками. "По просьбе трудящихся" возвращаемся к традиционно желтому цвету... И пенять не на кого - таков "суд времени".

Я думаю, что это был бы ошибочный приговор.

Метания из стороны в сторону не принесут финансовой выгоды: конкурировать в пошлости с профессионалами этого дела - занятие бесполезное, рейтинги не вырастут (или вырастут очень незначительно).

А вот репутация будет испорчена, бренд смазан.

СМИ и соцсети