1 сентября 2010 года в Подмосковье могла бы открыть свои двери новая, очень красивая, удобная и в своем роде уникальная школа. Даже не школа, а крупнейший в России общеобразовательный комплекс. Реализацией проекта совместно со старейшей частной элитной гимназией "Жуковка" занялась корпорация "Инком", объявившая о намерении инвестировать в строительство более 2,5 млрд рублей.
По замыслу авторов проекта на территории в 50 тысяч квадратных метров предполагалось строительство детского сада примерно на 70 детей и школьного комплекса, в котором одновременно могли бы обучаться до 700 человек. Комплекс должен был включать несколько зданий на тридцать классных комнат, столовые для школьников и преподавателей, зал торжеств примерно на 25 мест, клубный и танцевальный залы, оранжерею и даже чайный домик для проведения праздников.
Осталось добавить к вышеперечисленному 4 крытых спортивных зала, гимнастический и тренажерный залы, помещение для занятия единоборствами, 2 плавательных бассейна длиной до 25 метров, открытый спорткомплекс с футбольным стадионом, роллердромом, площадками для игры в волейбол, теннис и даже стритбол, то есть уличный баскетбол.
Можно придумать массу эпитетов для заявленного проекта. Пока воздержимся. Очевидно, однако, что ничего подобного в российской школьной индустрии никогда раньше не предлагалось и, возможно, не предполагалось. Не было шансов, денег, амбиций, смелости, фантазии и еще много чего, как сказали бы сегодня, креативного. Но когда все это появилось, непреодолимым препятствием на пути проекта встала наша железобетонная бизнес-действительность.
В итоге объявленная дата открытия школьного комплекса - 1 сентября 2010 года - не подтвердилась. Что же касается весьма солидной суммы денег - порядка 2 млн долларов, вложенных в строительство, то их, по заявлению инвесторов, пока так и не удается вернуть со счетов генподрядчика. Причем не удалось вернуть, хотя существует исполнительный лист аж на 69 с лишним миллиона рублей, судебные решения, вполне реальный договор о залоге недвижимого имущества и даже весьма подробное заявление руководства компании "ИнкомСтрой" в УБЭП ГУВД Москвы и столичную прокуратуру. В этом заявлении действия бывшего генподрядчика проекта компании "Альпенбау" названы не иначе, как мошенническими. Может быть, это звучит излишне эмоционально, но ведь денег нет.
Схема, по которой деньги неожиданно исчезли, очень проста до примитива. Может, поэтому она и оказалась эффективной, во всяком случае, пока ею еще не заинтересовались вплотную правоохранительные органы. Выглядит она примерно так. Компания-инвестор нанимает подрядчика для реализации проекта, подписывает с ним договор и перечисляет авансовый платеж - солидный и значимый. Подрядчик начинает работать, но что-то не ладится. Мешает, например, кризис. Работы стоят, заказчик нервничает и требует возврата денег. Часть денег подрядчик возвращает, но очень малую, процентов 10-15. Для страховки инвестор заключает с подрядчиком договор залога его имущества и ждет возврата аванса. Ждет месяц-другой, после чего пытается обратить взыскание на заложенное имущество. А подрядчик в ответ обращается в суд, оспаривает заключенный договор залога - всячески затягивает время. И хотя суды оставляют договор залога в силе, время-то уходит! Заказчик недоволен и пытается забрать в счет долга заложенное имущество. Но оказывается, что этого имущества уже нет, его кто-то куда-то продал, а сама компания-подрядчик уже практически банкрот и взять с нее нечего. А деньги где? "Черт его знает, куда они деваются?" - также удивился по аналогичному поводу один государственный деятель.
Если вписать в упомянутую схему конкретные имена, то получится на 100% наш случай. "Инком Строй" подписал с компанией "Альпенбау" соответствующие документы на строительство уникального школьного комплекса, перечислил своему подрядчику солидные деньги и заключил договор залога движимого имущества. Строительство далеко не продвинулось из-за свалившегося на головы российского бизнеса кризиса, денег возвращать никто не стал, а залоговая техника и оборудование в количестве чуть ли не 500 единиц исчезли. Заказчик в суд, а там уже - компания "Альпенбау", мечтающая стать банкротом.
Есть нюанс в этой истории, достаточно часто и подробно упоминаемый в прессе. Компания "Альпенбау" не сирота. Ее называют аффилированным предприятием группы "Пересвет". Среди ее учредителей (о чем есть официальные ссылки на ЕГРЮЛ) фигурируют, как писали центральные СМИ, господа Ласков, Мельник и Пронин, имеющие по 19 % в "Альпенбау" и являющиеся одновременно акционерами "Пересвета" и даже его руководителями.
Вместе с "Альпенбау" соответственно в прессе досталось и "Пересвету". "На наш взгляд, - отметил председатель совета директоров корпорации "Инком" Константин Попов, - и деятельность самой "Альпенбау", и деятельность группы компаний "Пересвет-Групп", которая фактически владеет этим ООО, подпадает под действие статьи 159 УК РФ (мошенничество). Кроме того, налицо признаки злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК) и неисполнения решения суда (ст. 315 УК)".
До завершения истории с общеобразовательным школьным комплексом, таким образом, очень далеко. Да и вообще от благородной темы образования мы как-то резко ушли в финансы и долги. Однако аналитики, следящие за развитием ситуации, уже сегодня делятся некоторыми выводами и наблюдениями. Например, факт подачи заявления в прокуратуру и ОБЭП многие расценивают как весьма перспективный шаг на пути возвращения долгов, в том смысле что речь идет не о "споре хозяйствующих субъектов", а о банальном присвоении чужих денег. А это уголовная статья и уголовное дело, на возбуждении которых настаивают в корпорации "Инком".
Следующий настораживающий момент заключается в том, что и стоящая на пороге банкротства "Альпенбау", и ее "старший товарищ по бизнесу" "Пересвет-Групп" имеют массу других рабочих проектов. По данным СМИ, "Альпенбау" участвовала в строительстве жилого комплекса "Петровский парк" и ряда других, девелопером которых являлась "Пересвет-Групп", сама имеющая "строи тельный портфель" проектов аж на несколько миллионов квадратных метров.
Отсюда вопрос, пока, правда, риторический, но от этого не менее серьезный: если указанные выше разные по названию компании, имеющие одних и тех же акционеров, могли, мягко говоря, поставить в трудное положение широко известную корпорацию, рискнувшую сотнями миллионов рублей, то как они будут относиться к частным инвесторам, рискующим суммами на два порядка меньшими? Дольщикам сразу писать в прокуратуру и ОБЭП или подождать, пока вслед за "Альпенбау" вдруг и "Пересвет" решит начать рассуждать на благородную и спасительную тему банкротства?