На земле в Москве места для новых дорог и парковок не осталось, поэтому самое время вспомнить о подземных резервах.
Под Новым Арбатом, который многие москвичи до сих пор называют Калининским проспектом, есть подземная магистраль. Это одна из самых таинственных улиц города.
Тоннель длиной 1 км и шириной 9 метров с въездами с торцов и со стороны двух арбатских переулков проложили во второй половине 60-х. По официальной версии, для того, чтобы решить проблему подвоза товаров в новоарбатские магазины. Вероятно, были и другие соображения - прежде всего военного характера.
Михаил Посохин (главный архитектор Москвы с 1960 по 1982 год) в мемуарах написал: "Тоннель позволяет принимать все виды колесного городского транспорта - от грузовых автомобилей и автоконтейнеров до грузовых троллейбусов. Оборудован искусственным освещением, вентиляцией, холодильными установками и кондиционерами. Подземная часть южной стороны проспекта (нечетной) развита в большей степени, чем северной (четной), поскольку последняя теснее связана с жилыми домами".
Редакция разыскала людей, которым довелось побывать в этом подземелье.
Людмила Николаевна, в 80-е годы администратор кинотеатра "Октябрь":
- Работая в своем кинотеатре, мы по блату покупали цветы в одноименном магазине. Брали коробками, и чтобы трудящиеся нас не поймали - а перед 8 Марта это был страшный дефицит, разъяренная толпа за такое могла и растерзать, - ходили под землей. Как сейчас помню: на дворе 1988 год, мы, две девушки-администраторы, с ведрами цветов пересекаем Калининский по подземному тоннелю. Который выглядел как очень широкий коридор.
Виктор Синько, столичный бизнесмен:
- 30 лет назад, во время Олимпиады, я студентом работал в ресторане "Прага". В то время весь Калининский "дружил" между собой. Скажем, сотрудники ресторана "Прага" покупали в магазинах дефицитные вещи. Естественно, что и продукты нашего ресторана всегда были доступны для наших друзей всего Калининского проспекта. Собственно, за дефицитом я и ходил по подземной части проспекта. Спускался туда через подвал "Новоарбатского". Как выглядит? На глубине 6 - 8 метров - большой тоннель, тусклое освещение. Места много, на мой взгляд, там поместятся даже фуры, причем в два ряда. По бокам этой "проезжей части", если смотреть из центра, с левой стороны - склады, справа - служебные помещения. Был подземный магазин для сотрудников и спецгостей "Новоарбатского", где можно было купить дефицит и пообедать за копейки в кафе.
Правую часть тоннеля не видел. А заезд для транспорта был на углу Старого Арбата и Большого Афанасьевского переулка (за баром "Валдай").
К размышлению
Троллейбусы и грузовые автомобили под Новым Арбатом сегодня не ходят, но большая часть подземной инфраструктуры сохранилась, и, скорее всего, пригодна к использованию. В том числе и в различных проектах борьбы с пробками.