Чем активнее тают льды, тем горячее становятся споры о том, по каким правилам в ближайшие годы будут "играть" в Арктике.
Вчера в Осло глава МИД России Сергей Лавров измерял температуру, до которой уже накалились североевропейские страсти. В норвежской столице во вторник прошла вторая министерская встреча "Северного измерения". Инициаторами создания этого узкоформатного дипломатического клуба в далеком 1999 году были "горячие финские парни", которые первыми осознали, что пускать развитие ситуации на севере Европы на самотек, значит сознательно расшатывать общеевропейскую безопасность. Ведь чем теплее становится в Арктике и прилегающих государствах, тем больше появляется новых, в первую очередь экономических, интересов. Их цивилизованное обсуждение в рамках "Северного измерения" должно было помочь государствам найти общий язык без применения "силовых приемов".
Впрочем, с первой попытки разговор не получился. Главным образом из-за того, что участников этого клуба с самого начала попытались поделить на первосортных и второсортных. Россию в 1999 году определили во вторую корзину. В отношении нашей страны акцент делался на использовании топливно-энергетических и других природных богатств российских северо-западных регионов. Иными словами, Москве отводилась традиционная роль поставщика сырья, а производственное и научно-техническое сотрудничество фактически игнорировалось. В итоге из почти 200 предложенных российскими специалистами совместных проектов до стадии реализации дожили единицы. И общение стало буксовать.
Лишь в 2006 году участники "Северного измерения" поняли, что многое надо кардинально менять. В ноябре того же года на саммите в Хельсинки элитарный клуб был реорганизован. В его обновленный состав вошли четыре равноправных партнера: Россия, Евросоюз, Исландия и Норвегия. К тому времени наша страна была уже иной. Отсюда и диалог стал куда более конкретным. И речь теперь идет не только о прокладке газопровода по дну Балтийского моря, о совместной разработке гигантского Штокмановского месторождения или о многочисленных экологических инициативах по спасению российского Севера от смертоносных отходов "холодной войны".
А ведь только эти три направления оцениваются в десятки миллиардов евро. В целом же проекты в рамках этого европейского клуба при грамотной организации сотрудничества тянут на сотни миллиардов.
"Северное измерение" за относительно недолгое время на деле доказало, что может служить примером неконфронтационного, деполитизированного, приближенного к каждодневным нуждам людей многостороннего сотрудничества на благо построения Европы без разделительных линий", - заявил Сергей Лавров на открытии министерской встречи.
За три часа в городской ратуше участники "сверки часов" проштудировали довольно длинный список совместных инициатив и проектов. Министры оценили уровень сотрудничества в рамках Природоохранного партнерства и Партнерства в области здравоохранения и социального благополучия. Особое внимание было уделено Партнерству в области транспорта и логистики. Обсудили министры и деятельность Делового совета "Северного измерения". "Главным залогом успешности этого формата считаю его сфокусированность на решении реальных, а не надуманных проблем", - подытожил Лавров. Он уверен, что "Северное измерение" "и впредь должно оставаться "политикой без политизации".
Между тем во вторник в Осло было подписано соглашение между правительствами России и Норвегии об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской Федерации и Королевства Норвегии.