03.11.2010 15:15
Культура

Леонид Винцкевич: Джаз позволяет слышать других и не терять индивидуальности

Леонид Винцкевич - о чувстве локтя, джазовой культуре и исполнении желаний
Текст:  Лев Лазаренко (Воронеж)
Российская газета - Неделя - Центральная Россия: №0 (5329)
Читать на сайте RG.RU

"Джазовая провинция" - не просто фестиваль. Это уже марка, бренд, знак качества. В этом году он проходит в 15-й раз.

Человек, который его придумал, курский по рождению и месту жительства музыкант Леонид Винцкевич, сегодня выступает в Нью-Йорке, Париже и Лондоне, записывает диски с ведущими европейскими джазменами. И ежегодно из далекого от мировых джазовых столиц Курска, где расположена дирекция фестиваля, идут приглашения знаменитым музыкантам - проехать с концертами по Центральной России. Звезды, чьи гастрольные графики расписаны на месяцы вперед, откликаются и приезжают.

О феномене этого уникального фестиваля, о настоящем и будущем джаза в России и о многом другом Леонид Винцкевич рассказал корреспонденту "РГ".

Как сбываются мечты

- Этот фестиваль дарит ощущение праздника: удивительный прием, колоссальный уровень музыкантов. Люди, выступающие в лучших залах мира - от Карнеги-холл до Гранд-опера, - сегодня здесь. Рядом с нами. Дает мастер-классы гениальный барабанщик Майк Кларк. Берет две ноты на саксофоне Эрик Мариенталь - и ты словно родился заново, и тебе снова 17, и все еще впереди. Вспомните Пастернака: "Талант - единственная новость, которая всегда нова"…

Даже не верится, что все это происходит с тобой и вокруг тебя. Когда-то об этом и мечтать было невозможно. Иногда думаешь: неужели это правда, чем я заслужил такое? Разве что тем, что всегда искренне и честно относился к этой музыке.

…Когда я был школьником, в одном из курских кинотеатров показывали "Серенаду солнечной долины" - культовый, как бы сегодня сказали, фильм для поклонников джаза. Как я хотел его увидеть! Собирался на утренний девятичасовой сеанс - галстук пионерский наглаживал накануне, ботинки чистил… Пришел к кассе в шесть утра, чтобы быть первым в очереди, деньги в кармане звенят... И тут увидел сакраментальное: "дети до 16 не допускаются". Разочарование было страшным. Кстати, впервые я посмотрел этот фильм, когда мне было за сорок.

Прошли годы, открылся железный занавес. Я оказался в Америке и попал в ту самую Sun Valley - Солнечную долину: лыжный курорт, горы. В гостинице, где жил Гленн Миллер с музыкантами своего оркестра, теперь круглосуточно показывают эту картину. Спустя десятилетия после той детской обиды судьба преподнесла такой подарок. Круг замкнулся.
Так и наш фестиваль. Да - это и бесконечные телефонные звонки, и решение организационных вопросов, визиты, кабинеты… Но по большому счету для меня это - сбывшаяся мечта.

Провинциальный бренд

- Само название "Джазовая провинция" - во многом провокационное. Мы придумали его с Дмитрием Пиорунским, нашим бессменным продюсером. Это своего рода реверанс - но не в сторону Москвы, а в сторону столицы мирового джаза, которой все-таки является Нью-Йорк. Когда мы впервые давали концерт в зале имени Чайковского под нашим брендом, мне говорили: ты с ума сошел, в программе - лучшие европейские музыканты, а на афише - "провинция"! Кто, мол, клюнет на такое название - подумают, что привезли джазменов "из сельской местности". Но теперь никто таких разговоров уже не ведет. Мы доказали свое право на существование. И слова "провинция" в названии фестиваля не стесняемся, а гордимся им.

Власть и музыка

- За счет чего мы существовали все эти годы? Первые четыре фестиваля проводились при поддержке Российского фонда культуры. Затем приходилось рассчитывать на поддержку местных властей. В Курске нам всегда помогали и продолжают помогать все ветви власти - от председателя комитета по культуре до главы города, который возглавляет попечительский совет фестиваля. Оказывают поддержку и в других регионах. Нынешним летом встречался с губернаторами - в самую жаркую засушливую пору - все нашли время. В Брянске, Твери, Орле, Липецке, Воронеже, других регионах - всюду оказали поддержку. В июле была беседа с министром культуры России Александром Авдеевым, оказавшимся большим любителем и знатоком джаза. Его поразил уровень фестиваля, который зародился и действует далеко за пределами Садового кольца. В результате нас включили в расписание минкульта на будущий год - это очень серьезный шаг вперед. Наш фестиваль по определению - некоммерческий, но затратный. Для того, чтобы музыканты только приземлились в Шереметьево, требуется порядка 600-700 тысяч. Это без аренды залов, гостиниц, гонораров…Так или иначе без доброй воли на местах не обойтись. Как, впрочем, и без чувства локтя, без доверия к тебе самих музыкантов - участников проекта. Эти все тесно взаимосвязано.

Плоды просвещения

- На каждый фестиваль мы стараемся пригласить, наряду с мэтрами, и молодых российских музыкантов. Зачем мы это делаем? Затем, что им нужна сцена. Нужна площадка для выступлений. И - чувство востребованности их музыки в нашей стране.

Увы, зачастую складывается так, что молодому джазовому музыканту, выпускнику элитного учебного заведения - скажем Московской консерватории или Гнесинки - негде себя показать. У нас не существует индустрии этой музыки. Почему сегодня в России практически нет профессиональных менеджеров в джазовой сфере? Да потому, что денег на этом не заработаешь. И таланты уезжают за рубеж, где оказываются нужны.

Фестиваль выполняет своего рода просветительскую миссию. Джаз еще не расслышали в России. Почему? "Звучащий мир" сегодня жутко засорен низкопробной музыкой. Кроме того, в джазе у нас нет своих героев. На слуху - Игорь Бутман, Алексей Козлов, Леонид Чижик - да и все, пожалуй. Это замечательные музыканты - популярные, востребованные слушателем. Но таких имен, известных стране, должно быть куда больше. Здесь уже вопрос не столько в музыкантах, сколько в государственной политике. Необходимо просвещать слушателя, "подтягивать" его к определенному уровню музыкальной культуры. Иначе никак. Конкурировать с поп-звездами мы не будем никогда, да это и не нужно. Но нужно, чтобы джаз стал частью повседневной жизни.

…Своего рода толчком, побудившим меня к созданию "Провинции", стало впечатление от джазового фестиваля в Москоу, штат Айдахо. 1989 год. Город с населением 25 тысяч жителей - по нашим меркам райцентр. И - зал на 10 тысяч мест. Где в течение четырех дней проходят выступления джазменов. Плюс мастер-классы - по сути, те же концерты - в двенадцати залах. Аншлаги, ощущение, что пол-Америки съехалось в этот городок…Тогда это меня убило наповал! И заставило думать - может ли что-то подобное - пусть и в более скромном масштабе - произрасти на нашей почве? Так начали прорисовываться контуры будущего фестиваля. Он начинался как этакое "семейное предприятие". Благодарен близким, что они терпели это: двадцать часов разговоров в сутки с домашнего телефона, в оставшееся время - музицирование… Это сегодня у нас есть офис в Курске, есть партнеры, программы идут по всему центру России - до 18 городов, бывает, посещаем. Но все равно есть куда расти…

Зачем нам джаз

- Для нашей страны это очень важное искусство. Особенно сегодня: мы учимся демократии, учимся быть свободными. А джаз и есть воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.

Музыка Воронеж Центральная Россия