03.11.2010 00:42
Экономика

Рост ВРП Калининградской области обеспечат крупные инфраструктурные проекты

Обеспечить рост ВРП должны крупные инфраструктурные проекты
Текст:  Галина Белоглазова (Калининград)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №0 (5328)
Читать на сайте RG.RU

Власти Калининградской области подготовили прогноз социально-экономического развития Янтарного края на ближайшую пятилетку. Рост валового регионального продукта (ВРП) на 2011-2015 годы рассчитан с учетом экономических и бюджетных ограничений эксклава.

Прошлый год для экономики самого западного региона страны по многим показателям оказался провальным. Объем ВРП снизился почти на 15 процентов - до 16,7 миллиарда рублей. По индексу промышленного производства эксклав с первого места в СЗФО опустился на шестое, а по показателю обрабатывающих производств оказался в самом хвосте. По оценкам экспертов, это было связано со специализацией области на производстве импортозамещающих товаров, спрос на которые резко упал.

В этом году, впрочем, лидирующие позиции удалось вернуть. Однако взлет индекса промышленного производства на 130 процентов объясняется как низким стартом, так и особенностями статистического учета. Так, к примеру, обрабатывающие предприятия перешли на выпуск более дешевой номенклатуры, главным образом этим и объясняется увеличение объемов производства сразу на 145,6 процента. А у обеспечивших промышленный подъем "отверточников" - электронщиков и автомобилестроителей - доля добавленной стоимости невелика.

- Учитывая эти и другие факторы, мы сможем выйти на уровень ВРП 2008 года лишь к концу 2011 года, - заявил на оперативном совещании областного правительства и. о. вице-премьера Михаил Плюхин.

На совещании особое внимание уделили анализу экономических и бюджетных ограничений развития области. К числу системных проблем относятся эксклавность территории и связанные с этим логистические трудности и административные барьеры. Так, таможенное оформление грузов, перемещаемых из Калининградской области через Литву в "большую" Россию фурами, занимает до 5 суток, а дополнительные издержки от простоя обходятся в 400 долларов за тонну груза. И это не считая потерь времени на подачу транзитной декларации, открытие обеспечения на груз, утряску визовых формальностей для водителей.

Разумеется, геополитические вопросы решить на местном уровне невозможно. Но и других проблем хватает. Сегодня в регионе нет ни одного конкурентоспособного кластера, хотя хорошие предпосылки для этого были и остаются у судостроения, переработки, сферы консалтинга и информационных технологий. Инновационный сектор пребывает в зачаточном состоянии. Рост экономики замедляют инфраструктурные ограничения: дороговизна энергоресурсов (обусловлена отсутствием современных сетей и особенностями транспортировки в эксклав природного газа) и неразвитость местной финансово-кредитной системы. В разгар финансового кризиса три из десяти региональных банков прекратили существование, оставшиеся ведут крайне острожную кредитную политику. Все вместе это заставляет потенциальных инвесторов отказываться даже от гарантированно рентабельных проектов.

Однако, как считают в правительстве, предпосылок для роста ВРП немало. Одна из них - долгожданный выход многих предприятий-резидентов Особой экономической зоны на проектную мощность. По прогнозам чиновников, к 2015 году объем ВРП вырастет до 353 миллиардов рублей. В ближайшие годы высокий темп обеспечат обрабатывающие предприятия и запущенный в эксплуатацию второй энергоблок Калининградской ТЭЦ-2.

- К точкам экономического роста можно отнести автомобильную промышленность, которая намерена увеличить выпуск автомобилей со 150 тысяч штук в 2010 году до 240 тысяч в 2011-м. А также предприятия электронной промышленности и строящуюся Балтийскую АЭС. По нашим прогнозам, на долю локомотивов экономики в следующем году придется более 55 процентов ВРП, - подчеркнул министр финансов Калининградской области Виктор Порембский.

Экономика Калининградская область Северо-Запад