05.11.2010 12:48
Культура

Роман Виктюк привез премьеру в Петербург

Текст:  Светлана Мазурова Андрей Сладков (фото)
Читать на сайте RG.RU

С 4 по 7 ноября на гастроли в Петербург приехал Театр Романа Виктюка. Будут сыграны  "Мастер и Маргарита", "Саломея", "Служанки" - уже хорошо знакомые театралам спектакли-хиты Виктюка. Открываются гастроли премьерой спектакля "Король - Арлекин" по пьесе Рудольфа Лотара в постановке Романа Виктюка (пьесе "совершенно фантастической", по словам режиссера). Актеры будут играть ее второй раз. Премьера состоялась в Москве 28 октября, в день рождения Виктюка, на сцене Театра им. Моссовета.

Впервые в России спектакль по пьесе австрийского драматурга XIX века Рудольфа Лотара "Король - Арлекин" поставил 16 ноября 1917 года московский Камерный театр под руководством Александра Таирова. Постановка, декорации Бориса Фердинандова, игра Николая Церетели, исполнившего главную роль, вошли в учебники по истории театра.

У Виктюка Арлекина играет ведущий актер труппы -  заслуженный артист России Дмитрий Бозин. В роли королевы Гертруды - заслуженная артистка России Людмила Погорелова. Гизу играет заслуженная артистка России Екатерина Карпушина. Вернувшемуся в театр после четырехлетнего отсутствия Александру Дзюбе предложена роль Танкреда, брата короля. Сценография заслуженного художника России Владимира Боера, имя которого внесено во Французскую театральную энциклопедию. Хореографией занимались режиссер по пластике Владимир Аносов и актер Алексей Скляренко, занятый в спектакле в роли принца Эццо. Звучит фрагмент репетиции оперы Джузеппе Верди "Травиата" оркестра Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини, выдающегося итальянского дирижера.

...Королевский  дворец. Народ не знает, что на троне  вместо короля сидит Арлекин, талантливый лицедей. Удастся ли ему сохранить  жизнь в сетях политических интриг? Удастся ли остаться самим собой? И удастся ли сберечь любовь? Сравнение политической жизни с трагической арлекиниадой, тема столкновения творца, художника и власти - все это давно волнует Виктюка.

- Это мое приношение великим Александру Таирову и Алисе Коонен, - говорит режиссер. - Таиров ставил спектакль дважды. И оба раза цензура закрывала постановку. Я посвятил спектакль еще и Пине Бауш, королеве танца, создавшей новый жанр - танцевальный театр. Мы репетировали долго, почти целый год. Думаю, что  стилистику, которую завещал Таиров - мистическую, мифическую, к сожалению  и к счастью, могут воплотить  только актеры нашего театра. Поэтому на премьере в Москве 45 минут нам аплодировали и кричали "браво!". 45 минут! Никаких речей, боже упаси. И знали бы вы, сколько подарков получили мои ребята…

На петербургскую премьеру проданы все билеты.

Прямая речь

Дмитрий Бозин, заслуженный артист России:

- Когда мы смотрели запись спектакля "Кафе Мюллер", нам казалось, что проникнуть в стилистику знаменитой танцовщицы Пины Бауш невозможно, это что-то фантастическое. Мы боялись, что обращение к Пине окажется у нас грубым. Все-таки мы не танцовщики. Я восхищен работой наших актрис, тем, что они сотворили. Людмила Погорелова так гениально существует и создает такой невероятный образ! Как она прочувствовала стилистику Пины Бауш и как точно ее передает! То, что делают Екатерина Карпушина, Анечка Подсвирова и наша новая актриса, потрясающее приобретение театра Женя Соляных, - это чудо. Я горжусь этой работой. Считаю, что это мощная история, рассказанная очень точно и интересно. 

Игорь Неведров, актер (роль Панталеоне):

- Я пришел в Театр Виктюка из Театра  на Таганке, где продолжаю работать. Это мой второй спектакль здесь (первым стал "Ромео и Джульетта"). Роман Григорьевич - это колоссальное счастье процесса. Искренне желаю всей актерской  и режиссерской братии не упускать момента и срочно бежать на репетиции Виктюка и ловить эти вибрации, которые спускаются неизвестно откуда…

Александр Дзюба, актер:

- После четырехлетнего отсутствия в театре я с большим удовольствием работаю в этом спектакле и чувствую, что колоссальное доверие Виктюка к актерам с каждым годом прогрессирует. Репетирует он также архивеликолепно и даже не хочется выпускать спектакль - так бы репетировал и репетировал. "Направление энергии важнее самой энергии", - слова нашего Мастера. Благодаря Роману Григорьевичу одним крылом мы царапаем по земле, другим - летаем в облаках.

Театр Санкт-Петербург Северо-Запад