08.11.2010 00:30
В мире

Израиль научился зарабатывать деньги на борьбе с террором

Израиль научился делать деньги на борьбе с террором
Текст:  Евгений Шестаков
Российская газета - Столичный выпуск: №251 (5330)
Читать на сайте RG.RU

Существует ли дедовщина в израильской армии? В местной Академии безопасности на этот вопрос отвечают однозначно - нет. Аргументы привычные: страна борется с террором, вокруг враги, а значит, все должны быть в одной лодке, в одной команде. Иначе не выжить.

"Это не дедовщина в российском понимании, а традиции", - вспоминает "срочную" мой израильский собеседник, служивший в боевых частях. По его словам, выглядят эти традиции так. Забыл в казарме кепку - все военнослужащие на жаре должны носить головной убор - бегаешь целый день в металлической каске. Оставил в казарме фляжку - таскаешь весь день 20-литровую канистру с водой. Бросил в неположенном месте окурок - бегаешь по всей территории лагеря, собираешь окурки в бутылку. Но это теневая сторона службы в израильской армии, о которой не принято рассказывать иностранцам.

Такой же подход существует и к вопросам борьбы с террором. Существует официальная точка зрения, которой придерживаются для "внешнего пользования" все - от первых лиц государства и военных до предпринимателей и преподавателей. С разговоров о враждебном окружении, в котором десятилетиями находится Израиль, начиналась любая беседа с российскими журналистами. По сути, это политинформация, где фигурирует обязательный набор государств и террористических организаций - Ливан, Египет, Иран, "Хезболла" и Хамас. А также дается обязательная ссылка на десятки тысяч вражеских ракет, спрятанных по другую сторону границы. Так ли это на самом деле - неизвестно, никто не проверял. И это та самая теневая сторона проблемы.

Когда в очередной раз глава одного из департаментов израильского МИДа сообщил о 45 тысячах ракет, которыми обладает "Хезболла", я не удержался и напомнил ему историю об иракском оружии массового поражения. Сведения о нем, как впоследствии выяснилось, были сфальсифицированы разведслужбами. "Не преувеличиваете ли вы реальные масштабы арсеналов, которыми обладают ваши враги? " - поинтересовался я. Мой собеседник, ничуть не смутившись, ответил вопросом на вопрос: "А что изменится, если этих ракет у границ с Израилем на самом деле не 40, а только 20 тысяч? Разве этого мало?"

С наличием внешней угрозы израильтяне смирились. Более того, они научились ее использовать в своих интересах и даже делать на ней деньги.

Борьба с терроризмом в Израиле не просто слова. Это целая индустрия, которая включает в себя оборонные предприятия, различного рода учебные и военные заведения, это политические партии, чья идеология построена на существовании внешнего врага. В стране практически не осталось левых - только центристы и правые. Левые с их идеями примирения с палестинцами и отказа от территорий в обмен на мир окончательно вышли из моды.

Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман весьма категоричен: "Нам не нужно чужой земли, но и своей ни пяди мы не отдадим". Все обещания ближневосточных посредников за год или два решить палестино-израильский конфликт глава внешнеполитического ведомства считает утопичными. "На протяжении еще нескольких поколений этот конфликт не будет разрешен", - утверждает он. Либерман предлагает перевести ситуацию в "замороженное" состояние - по его мнению, от этого все только выиграют (полный текст интервью Либермана читайте на сайте "РГ").

Прошедшая в Тель-Авиве выставка "Национальная безопасность" - не просто демонстрация последних новинок Израиля в борьбе с терроризмом. Прежде всего это масштабный экономический форум, куда съезжаются эксперты из десятков стран в надежде прикупить товары, а если повезет, и технологии в области безопасности.

В корпорации "Элбит систем", одного из лидеров в сфере военного производства, подробно объясняют, как делать деньги на борьбе с глобальным террором. Если коротко: корпорация закупает по всему миру фирмы, обладающие необходимыми технологиями, следит за появлением технических новинок в гражданской сфере и затем применяет их в оборонной промышленности. После чего с успехом продает "антитеррористическую" продукцию по всему миру.

Израильская Академия безопасности зарабатывает десятки миллионов долларов на обучении сотрудников различных гражданских структур, от охраны канцелярии премьера до водителей автобусов, методам защиты от нападения террористов. Среди клиентов множество иностранцев - в том числе есть группы из России. "Это представители банков", - лаконично объясняет социальный состав участников антитеррористических программ президент академии Амирам Майор. Судя по тому, насколько ухоженной выглядит территория учебного заведения, а это частная структура, куда люди приезжают на коммерческой основе, спрос на ее услуги весьма велик. "Какой бы умной ни была техника, мы без работы останемся только при двух условиях", - шутит помощник главы академии Бронислав Баркан. Слава, а именно так в скобках написано на визитке его имя, разъясняет мне эти условия: "Либо Израиль как государство перестанет существовать, либо никого из нынешних соседей Израиля не будет". Мысль Славы ясна: пока существует Израиль и его весьма неспокойные, зачастую недружелюбные соседи, обучение методам борьбы с террором будет приносить еврейскому государству хорошие финансовые и политические дивиденды.

Израиль