09.11.2010 00:30
Происшествия

Следователи намерены выйти на преступников, избивших Олега Кашина, с помощью ДНК-экспертизы

Следователи пересчитали версии избиения Олега Кашина
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №252 (5331)
Читать на сайте RG.RU

Вчера сотрудники Следственного комитета весь день читали статьи Олега Кашина, знакомились с его перепиской в Интернете, устанавливали круг знакомых журналиста, его деловые и личные контакты.

Об этом корреспонденту "РГ" рассказал официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. По его словам, оперативники уже побывали в рабочем кабинете и в квартире, где живет журналист.

Руководство Следственного комитета обратилось ко всему журналистскому сообществу и тем, кто обладает любой информацией, имеющей значение для оперативников, и кто заинтересован в скорейшем раскрытии преступления, с просьбой связаться со следователями. Для таких звонков выделен специальный номер: 8-499-255-30-45.

А тем временем следствие практически выполнило весь первоначальный объем работы. После того как было по крохам обследовано место преступления, оперативники сели смотреть "кино" - запись с камер видеонаблюдения. Таких записей несколько.

Одна уже появилась в Интернете. Это запись с камеры на доме Кашина. На пленке видно, как во дворе дома на журналиста нападают два человека: один сбивает с ног, а потом оба начинают бить лежачего. Избиение продолжается примерно две минуты. Удары наносят железным прутом, принесенным в букете цветов. Пока известно, что орудие преступления не нашли. Другие записи, с камер на окружающих домах, пока смотрят только следователи.

По словам начальника управления информации и общественных связей столичного ГУВД Виктора Бирюкова, лучшие сыщики московского уголовного розыска вошли в специально созданную следственно-оперативную группу.

Она уже допросила некого важного свидетеля, фамилия которого, естественно, не разглашается.

В настоящее время криминалисты работают с вещественными доказательствами, изъятыми на месте избиения журналиста. Что это за улики, следователи не говорят. Но намекают, что после некоторых экспертиз они смогут выйти на исполнителей преступления. Речь идет о ДНК-экспертизе.

Поначалу уголовное дело возбудили по статье "покушение на убийство". Чуть позже переквалифицировали на более тяжкое - "покушение на убийство, совершенное группой лиц".

В журналистской среде версия нападения лишь одна - профессиональная. В то же время следствие, выражаясь юридическим языком, "отрабатывает различные версии произошедшего". Под этим надо понимать личные, не связанные с работой версии. Среди них, по словам следователей, лишь одна - месть за слово.

Пока даже коллеги журналиста не могут ответить на вопрос, с какой именно статьей может быть связано нападение. Вообще-то Кашин писал, если так можно выразиться, на общественно-политические темы. Не писал криминальных заметок или громких разоблачений-расследований. У Кашина есть свой блог. В своем блоге журналист мог не ласково высказаться в сторону известных чиновников. Может быть, расправа - месть именно за мнение?

Сейчас пишущие и читающие, жарко обсуждая нападение, пытаются сформулировать - кому выгодно, если Кашин больше не сможет писать и говорить? Есть интересное наблюдение журналистов - травмы Олега очень похожи на те, которые два года назад сделали инвалидом редактора "Химкинской правды" Михаила Бекетова. Кстати, бекетовское уголовное дело недавно тихо закрыли с формулировкой, что найти нападавших невозможно. Правда, насколько серьезно тех бандитов искали, большой вопрос.

Несколько известных журналистов, общественных деятелей и правозащитников уже поставили свои подписи под обращением с требованием не только раскрыть это преступление, но и повысить уровень безопасности журналистов в целом.

Правда, пока это больше благие намерения, если вспомнить уголовные дела по расследованию гибели наших коллег. Но, может, ситуация изменится? Известно, что сейчас уже практически готов законопроект, ужесточающий наказания за преступления против журналистов, которые уверенно уже не один год стоят в начале списка самых опасных профессий.

Автор законопроекта, глава президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов уверен, что нападение на журналиста - это нападение на все общество в целом: "Если он занимается расследованиями, то, естественно, находится в группе риска. Безусловно, журналист должен иметь повышенную защиту - и со стороны государства, и со стороны своего работодателя. И общество тоже должно относиться к нему с особой бережностью. Потому что он работает не на своего работодателя, а на граждан своей страны. Та правда, которую он с трудом добывает, предназначена в первую очередь не редактору, а читателям", - уверен автор законопроекта. Нападения на журналистов перестали в последние годы быть редким преступлением. Пока хирурги второй раз оперировали Олега Кашина, пришло сообщение, что избили подмосковного журналиста из "Жуковских вестей" Анатолия Адамчука. Он сообщил по федеральным агентствам о недавних задержаниях детей в подмосковном Жуковском, где сейчас накалена обстановка из-за вырубки местного леса. На журналиста напали двое неизвестных, ударили сзади по затылку и еще несколько раз, когда он уже лежал на земле. У него черепно-мозговая травма, сотрясение мозга. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Следствие Следственный комитет